43 фз об изъятии земельных участков

Анализ ФЗ №43 от 05.04.2013 г. по ускоренному изъятию земель

43 фз об изъятии земельных участков

По мнению Профсоюза Садоводов России закон нарушает Конституцию РФ, Гражданский, Градостроительный, Земельный и Жилищный Кодексы РФ и направлен на отъём имущества в пользу бизнес-структур у истинных собственников земли и строений на территории Москвы, Московской области и в краткострочной перспективе – всей России.

Данный Закон грубо попирает существующие законодательные нормы и Конституцию России. Фактически, речь идет об отмене одной из основ демократического государства – права частной собственности на землю:

1. Частью 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации установлено: «Никто не может быть лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Эта конституционная норма означает, что государственная регистрация прекращения и перехода прав на изымаемое имущество может осуществляться только после завершения всех формальных действий по предоставлению собственнику, у которого изымается такое имущество, равноценного возмещения (но не в процессе выполнения таких действий).

В абзаце втором части 4 статьи 10 Закона указано: «Принудительное прекращение прав допускается только на основании решения суда и после возмещения рыночной стоимости изъятого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием».

Эта конституционная норма отражена в пункте 2 статьи 55 действующей редакции Земельного кодекса Российской Федерации: «принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда».

Однако абзацем третьим части 9 статьи 10 Закона закрепляется возможность прекращения прав на изымаемое имущество до предоставления равноценного возмещения: «Наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, не является препятствием для принятия судом решения о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу судебного акта об изъятии соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации прекращения и перехода прав и обременений на изымаемое имущество».

Таким образом, в Законе присутствует как внутреннее противоречие указанных норм, так и предусмотрена норма (абзац третий части 9 статьи 10), которая, в случае ее принятия, может быть оспорена как противоречащая Конституции Российской Федерации.

2. Закон содержит положения, которые, противоречат основным принципам гражданского законодательства Российской Федерации.

Например, частью 8 статьи 11 Закона вводится норма, смысл которой равнозначен «понуждению к принятию возмещения»: «В случае если гражданином, являющимся собственником, землепользователем, землевладельцем или арендатором земельного участка и собственником расположенного на нем индивидуального жилого дома (обладателем доли в праве собственности на указанный дом), у которого изымаются указанные объекты недвижимого имущества, или собственником жилого помещения в многоквартирном доме, который расположен на земельном участке, изымаемом в целях размещения Объектов, не выражено волеизъявление в отношении вида возмещения за изымаемое имущество или с ним не достигнуто соглашение о виде возмещения, исполнительный орган государственной власти, принявший решение об изъятии, самостоятельно определяет вид возмещения за изымаемое имущество».

3.

Закон содержит положения, которые противоречат основным принципам законодательства о градостроительной деятельности, поскольку вопреки таким принципам фактически упраздняют документы территориального планирования как основу для осуществления строительства: «Изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для государственных нужд в целях размещения Объектов допускается при отсутствии документов территориального планирования» (часть 2 статьи 7 Закона).

4. Закон содержит положения, которые противоречат основным принципам земельного законодательства.

Вводя ничем не ограниченный перечень объектов федерального и регионального значения, размещение которых осуществляется без подготовки документов территориального планирования и для размещения которых могут изыматься земельные участки для неограниченных государственных нужд (становящихся неограниченными в силу упразднения ограничений для перечня), закон входит в противоречие с одним из основных принципов земельного законодательства – принципом, утверждающим необходимость сочетания интересов всего общества и обеспечения гарантий каждого гражданина относительно прав на земельные участки.

5.

Согласно Закону, правообладатели изымаемой недвижимости будут лишены каких бы то ни было формальных оснований для оспаривания решений об изъятии принадлежащей им недвижимости, а именно: 1) с упразднением правовой необходимости подготавливать документы территориального планирования упразднена возможность оспаривать решения в части доказывания наличия/отсутствия иных вариантов размещения соответствующих объектов; 2) упразднение пределов для расширения перечня объектов влечет отсутствие возможности оспаривания соответствующих решений в отношении доказывания того, что они обусловлены именно государственными нуждами.

6. Закон содержит положения, которые противоречат жилищному законодательству. Например, часть 1 статьи 11 Закона устанавливает изменение основание пользования жилым помещением и вид права собственности на жилое помещение при наличии одновременно двух условий:

1) «отсутствие правоустанавливающих документов на жилое помещение, подлежащее «изъятию в целях размещения Объектов»;

2) «наличие регистрации по месту жительства гражданина в данном помещении».

При этом законодательство Российской Федерации устанавливает, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Установление возможности изменения вида собственности на жилое помещение в зависимости от наличия регистрации гражданина по месту жительства противоречит существующему законодательству.

Фактически предлагается при отсутствии правоустанавливающих документов на жилое помещение квалифицировать статус помещения как безхозяйного и предусматривать новые по отношению к установленным пунктами 3 и 4 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации последствия такого состояния.

Установление нового основания возникновения права пользования жилого помещения по договору социального найма в силу законопроекта при отсутствии правоустанавливающих документов на жилое помещение вызывает много вопросов.

Если у такого жилого помещения есть фактический владелец, у которого по той или иной причине отсутствуют правоустанавливающие документы, то сегодня такой владелец может доказать свое право на помещение другим способом (например, в судебном порядке).

Однако предложенная норма законопроекта лишает владельца такой возможности.

Кроме того, предложенная норма не адаптирована к ситуации, когда в приватизированном жилом помещении «отсутствуют правоустанавливающие документы на жилое помещение, подлежащее изъятию в целях размещения объектов», а собственник (собственники) такого помещения в нем не проживает и не зарегистрирован.

В таком случае, предложенная формулировка приведет к признанию нанимателем по договору социального найма зарегистрированного в таком жилом помещении, например, члена семьи собственника или нанимателя по договору коммерческого найма, что диссонирует и с установленными Жилищным кодексом Российской Федерации правами члена семьи собственника, другими положениями законодательства Российской Федерации.

7. Частью 7 статьи 4 Закона вводится новелла, согласно которой «В целях строительства Объектов допускается подготовка градостроительного плана земельного участка, предусматривающего размещение Объекта на нескольких земельных участках».

Применение этой нормы позволит, в частности: 1) понимать под каждым Объектом некоторое неограниченное множество обособленных объектов капитального строительства; 2) выдавать одно разрешение на строительство и, соответственно, одно разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию применительно ко множеству объектов капитального строительства (в том числе обособленных).

Таким образом, Закон создаёт ситуацию, когда возможно будет действовать по принципу: «одно разрешение на все объекты сразу применительно ко всей присоединённой к Москве территории».

8. Предлагаемые Законом процедуры предоставления земельных участков и процедуры изъятия недвижимости для государственных нужд содержат возможность для их применения в качестве инструмента перераспределения прав собственности на земельные участки – изъятия земельных участков у одних частных правообладателей для передачи их другим частным правообладателям как «заинтересованным лицам».

В силу того, что нормы Закона имеют бессрочный характер, то следует признать неправомерным внесение изменений не в базовые федеральные законы, а в федеральные законы о введении в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации и т.д.

Прикрываясь демагогическими постулатами о «модернизации» и «развитии территорий», эти «деятели» протаскивают на федеральный уровень пресловутый «сочинский» вариант закона, который породил беспрецедентный накал страстей в этом регионе.

Вывод:

Все прекрасно понимают, зачем и кому на самом деле нужен такой закон — наибольшую выгоду от него получат нечистые на руку чиновники, новые «рейдеры в законе».

Тем не менее, законопроект буквально проталкивался через Госдуму, мнения избирателей, экспертов и аналитиков начисто игнорировались.

Создается впечатление, что действуют мощные лоббистские и коррупционные схемы, направленные на одно – во что бы то ни стало изменить правила игры на огромном рынке недвижимости в свою пользу.

Вероятностные последствия действия данного Закона:

• Более 90% истинных собственников земли и строений, не внесенных в ЕГРП, их потеряют;

• Создание в стране революционных предпосылок с последующим уничтожением Государства и Граждан РФ;

• Ослабление государства РФ за счёт внутренней нестабильности и как следствие – Возврат к крепостному праву;

• Уничтожение тыла для армии и Граждан, в случае возникновения внешней агрессии;

• Ювенальная юстиция получит бесконечную череду поводов по изъятию детей, выкинутых Государством их родителей на улицу.

Что необходимо сделать по нашему мнению:

• Наложить вето на исполнение ФЗ №43 и последующая отмена действия данного Закона.

Людмила Даниловна Голосова

Председатель Профсоюза Садоводов России

Источник: http://sotok.net/novosti-kratko/122-dachnye-novosti/3411-analiz-fz-43-ot-05042013-g-po-uskorennomu-izyatiyu-zemel.html

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ

43 фз об изъятии земельных участков

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 – 5)
  • Глава 2. Особенности резервирования земель и изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества (ст.ст. 6 – 14)
  • Глава 3. Особенности предоставления земельных участков для размещения объектов федерального значения или регионального значения (ст. 15)
  • Глава 4. Особенности установления сервитута для размещения объектов федерального значения или регионального значения (ст.ст. 16 – 20)
  • Глава 5. Заключительные положения (ст.ст. 21 – 36)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

N 43-ФЗ
“Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

2 декабря 2013 г., 23 июня 2014 г., 3 июля 2016 г., 29 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г., 27 декабря 2019 г., 24 апреля 2020 г.

Принят Государственной Думой 22 марта 2013 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года

ПрезидентРоссийской ФедерацииВ. Путин

Москва, Кремль

5 апреля 2013 года

N 43-ФЗ

Урегулированы отношения, возникающие в связи с изменением границы между Москвой и Московской областью. Напомним, что с 1 июля 2012 г. к столице были присоединены некоторые территории Подмосковья.

На период до 2020 г. вводится особый порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории, резервирования земель, изъятия и предоставления земельных участков, установления сервитутов для размещения на присоединенной территории объектов федерального и регионального значения.

Перечень объектов федерального значения, подпадающих под эти специальные правила, определяется Правительством РФ. А регионального значения – Правительством Москвы.

Для размещения указанных объектов можно резервировать земли, изымать участки и (или) иные объекты недвижимости для госнужд (до 31 декабря 2015 г. – при отсутствии документов территориального планирования).

Недвижимость будет изыматься путем выкупа (если она находится в собственности) или путем прекращения прав на нее и возмещения убытков (если она принадлежит на ином праве).

Если в течение 3 месяцев со дня направления проекта соглашения об изъятии недвижимости оно не будет заключено, орган власти вправе подать в суд заявление о принудительном изъятии. Уведомлять собственника о предстоящем изъятии недвижимости должны не позднее чем за 5 месяцев.

Допускается предоставление земельных участков для размещения объектов при отсутствии правил землепользования и застройки.

Земельные участки для строительства предоставляются без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов. На присоединенной территории можно устанавливать сервитуты для строительства, реконструкции, ремонта и эксплуатации линейных объектов, для обеспечения строительства и (или) эксплуатации объектов из утвержденных перечней.

Вносятся изменения в отдельные законы, в т. ч. в КоАП РФ. Так, выделяются 2 новых состава правонарушений. Первый – несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками, запрещающими движение грузового автотранспорта. Второй – то же нарушение, совершенное в Москве или Санкт-Петербурге. За это предусматривается штраф в размере соответственно 500 руб. и 5 тыс. руб.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после даты его официального опубликования.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ “Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 8 апреля 2013 г., в “Российской газете” от 10 апреля 2013 г. N 77, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1651

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 февраля 2019 г.

N 9-П часть 5 статьи 13 настоящего Федерального закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому данной норме правоприменительной практикой, в случае принудительного изъятия недвижимого имущества в судебном порядке для государственных нужд по прошествии значительного времени после принятия решения об утверждении документации по планировке присоединенных к городу Москве территорий, предусматривающей размещение объектов федерального или регионального значения, она не позволяет учитывать возможное изменение рыночной стоимости этого имущества, не связанное с развитием инфраструктуры прилегающей территории в рамках реализации проекта, требующего изъятия этого имущества, и тем самым препятствует предоставлению его собственнику равноценного возмещения

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. N 147-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 мая 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 августа 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 455-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 373-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Источник: https://base.garant.ru/70353470/

Государство строит высокоскоростную магистраль на месте моей дачи

43 фз об изъятии земельных участков

Недавно узнал, что одна из высокоскоростных пассажирских магистралей Москва — Смоленск — Красное пройдет рядом или прямо через садовое товарищество, где у меня и у многих других есть участок и дом.

Магистраль уже нанесли на генплан поселения. Пока не очень понятно, будут ли ее строить, и если будут, то в какой срок.

В связи с этим у меня есть вопросы:

  1. Какие права и возможности есть у собственников участков и домов?
  2. Будет ли государство что-то компенсировать в какой-либо форме собственникам?
  3. Если будет в материальном выражении, как будет рассчитываться компенсация?
  4. Как будет выплачиваться компенсация при полной и долевой собственности?

Спасибо.
Алексей

Иногда государству приходится изымать земли у собственников. Например, если это нужно для строительства важных для страны или населенного пункта объектов: коммуникаций, дорог и магистралей.

Чтобы избежать такой ситуации и последующих судебных разбирательств, лучше заранее проверить, есть ли в ЕГРН информация о ваших правах. Если право собственности вы регистрировали после 1998 года, информация точно есть.

Если раньше — закажите выписку из ЕГРН на принадлежащий вам участок и дом. Сделать это можно в отделении Росреестра, через МФЦ или в электронном виде на сайте Росреестра. Стоимость обычной выписки — 400 рублей, электронной — 250 рублей.

Документ будет готов через 3 рабочих дня.

Уполномоченный орган должен сообщить о своем решении в течение 10 дней после его принятия: разместить информацию на официальном сайте и в печатных СМИ, направить копию в Росреестр, а также правообладателям изымаемой недвижимости.

Например, в Новороссийске администрация хотела изъять частный земельный участок, но строить объекты муниципального значения на этом месте не собиралась. Собственник участка оспорил постановление об изъятии, и суд признал постановление администрации недействительным.

Изымаемое имущество могут компенсировать деньгами или другой недвижимостью. Обмен возможен, только если вы на него согласитесь. Если предпочитаете получить деньги, настаивайте на таком варианте компенсации. Поскольку государство выкупает у вас землю, оно должно определить сумму, которую вам заплатит, — цену выкупа.

Убытки — это расходы, которые понесет собственник из-за изъятия имущества, и неполученные доходы, которые собственник получил бы, если бы землю не изъяли. Расходы на юридическом языке называются реальным ущербом, неполученные доходы — упущенной выгодой.

Также в компенсацию не войдут постройки, которые начали строить после уведомления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Власти должны провести оценку и определить размер возмещения не позднее чем за 60 дней до направления соглашения об изъятии недвижимости.

Соглашение об изъятии недвижимости подписывается со всеми правообладателями земельного участка и расположенной на нем недвижимости. Если право собственности на объекты принадлежит нескольким собственникам, компенсацию выплатят пропорционально долям.

Если вы не согласны с размером компенсации, надо обосновать свои требования. Просто «хочу больше, потому что мне надо» не сработает.

Приложите копию договора купли-продажи, по которому совсем недавно этот участок купили по более высокой цене, или заключение независимой экспертизы — это будет веским аргументом.

Можете сделать свой проект соглашения, протокол разногласий к проекту или просто написать ответ: согласен подписать, если условия измените так-то и так-то.

За экспертизу придется платить из своего кармана. Но, если решить вопрос об изменении условий мирно не получится и дело дойдет до суда, можно попробовать взыскать стоимость экспертизы с органа власти.

Если предложенные условия вас устраивают, подпишите проект соглашения и отправьте один экземпляр обратно. Если вы получили проект, но в течение 90 дней со дня его получения не подписали и не отправили свои возражения, орган может обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.

Деньги, которые вы получите за изъятое имущество, будут вашим доходом. А с полученных доходов вы обязаны платить налоги. Но в данной ситуации государство готово предоставить вам имущественный налоговый вычет в размере всей полученной компенсации.

Если у вас нет льготы по уплате налога на имущество и вы платите налог на землю и строение, за тот год, в котором произойдет изъятие, налог вам должны насчитать пропорционально тому времени, которое вы владели этим имуществом. Например, если ваше право собственности на земельный участок прекратится на основании подписанного соглашения об изъятии в августе 2019 года, вы заплатите земельный налог на этот участок только за 8 месяцев 2019 года.

Если ваш участок действительно решат изъять, посмотрите, какую цену вам предложат. Сравните с рыночной ценой и решите, честная ли это компенсация. Примерную рыночную стоимость вы можете посчитать самостоятельно, проанализировав стоимость аналогичных участков и домов. Или обратитесь за помощью в агентство недвижимости: многие оказывают такую услугу бесплатно или за небольшие деньги.

Сразу тратиться на экспертизу не стоит: вдруг удастся договориться и решить дело миром. Но если государство на контакт не пойдет, вы можете отстоять свои интересы в суде. Кстати, если соседи тоже решат обратиться в суд, можете подать коллективный иск.

Пока у вас нет точной информации, будут сносить ваш дом или нет, можно не делать расчеты: ситуация на рынке недвижимости может измениться внезапно и сильно. Получится, что вы впустую потратите время, а может, и деньги.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/izyatie-zemli/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.