Конфискация и реквизиция земельных участков

Содержание

Конфискация и реквизиция земельного участка

Конфискация и реквизиция земельных участков
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Подготовка проекта строительства » Конфискация и реквизиция земельного участка

Подробно раскрывается содержание понятий конфискации и реквизиции земельного участка, описываются особенности этих процедур

В отношении ситуаций принудительного изъятия территорий в случаях, предусмотренных законодательством, используются такие законодательные понятия, как конфискация и реквизиция земельного участка. Однако данные понятия имеют определенные отличительные характеристики, а также отличаются между собой порядком выполнения и основаниями для законного совершения изъятия.

Понятие конфискации

Вопрос о конфискации земельных участков регулирует гражданское, земельное и уголовное законодательство.

Помимо конфискации в сфере земельных отношений применяется понятие реквизиции, которое рассматривается как возможность изъятия материального имущества у законного собственника государственными или муниципальными органами, а также предусматривает дальнейшую выплату равноценной стоимости данного имущества.

Конфискация земельного участка в соответствии со ст. 50 Земельный Кодекс РФ являет собой безвозмездное изъятие участка земли у собственника исключительно по решению суда и в виде санкции за совершение преступления.

Отличие конфискации от реквизиции

Земельное законодательство четко разграничивает понятия конфискации (ст. 50 ЗК РФ) и реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Реквизиция земельного участка имеет следующие особенности:

  1. В законе (п. 1 ст. 51 ЗК РФ) перечислены ситуации, когда возможно применение данного действия. В список входят: стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и иные обстоятельства чрезвычайного характера; список не является исчерпывающим, однако, конкретно указывает чрезвычайные ситуации.
  2. В соответствии с п. 2 ст. 51 ЗК РФ такое изъятие:
  • может производиться уполномоченными исполнительными органами государственной власти;
  • его целью является защита жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с указанными ЧС угроз;
  • предполагает возмещение собственнику земельного участка причиненных убытков и выдачу ему документа о реквизиции.
  1. Как реквизиция не может рассматриваться такое лишение собственника земельного участка, которое производится как изъятие для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены главой VII.1 ЗК РФ (п. 2 ст. 51 ЗК РФ).
  2. Если возникает ситуация, при которой невозможно вернуть собственнику реквизированный земельный участок, ему должна быть возмещена рыночная стоимость такого земельного участка, которая определяется по правилам статьи 66 ЗК РФ (п. 3 ст. 51 ЗК РФ). Оценка стоимости участка (как реквизированного, так и временно изъятого) может быть оспорена собственником в судебном порядке (п. 6 ст. 51 ЗК РФ).
  3. Собственник реквизированного земельного участка по прекращении действия обстоятельств, ставшими причинами реквизиции, имеет право требовать возврата ему реквизированного участка в судебном порядке (п. 4 ст. 51 ЗК РФ).
  4. В соответствии с п. 5 ст. 51 ЗК РФ возможно временное занятие земельного участка с возмещением собственнику земельного участка убытков, причиненных в связи с временным ограничением его прав. Эти условия применяются, когда нет необходимости проводить реквизицию земельного участка, но существуют условия, указанные в п. 1 ст. 51 ЗК РФ.

Рассмотрим подробнее ситуации, которые предусматривают возможность реквизиции земельного участка. Из текста закона следует, что они влекут определённые риски и опасность для общества, государства и отдельных гражданских общин. К ним относятся:

  1. Стихийные бедствия, то есть события, которые возникают в результате воздействия природных сил независимо от воли человека.
  2. Аварии техногенного характера, которые предусматривают поломки и выход из строя технических механизмов.
  3. Эпидемии, то есть распространение инфекционных заболеваний в массовых масштабах в таком уровне, который значительно превышает нормы.
  4. Эпизоотии – распространение инфекционных заболеваний животных, которое превышает нормальные показатели.
  5. Иные чрезвычайные обстоятельства включают в себя такую обстановку, которая сложилась в результате аварии или стихийного бедствия, которые могут причинить угрозу жизни и здоровью людей, принесут материальные потери и нарушение нормальной жизнедеятельности людей. К данной группе обстоятельств также относятся ситуации, которые сопровождаются введением чрезвычайного положения, несут угрозу для здоровья и жизни людей, целостности конституционного строя.

Земельное законодательство обязывает ответственные муниципальные и государственные органы точно определять сроки и пределы, в которых будут действительны все ограничения, которые применялись в условиях чрезвычайного положения. В таких случаях применяется такая специальная предупредительная мера, как изъятие для удовлетворения потребностей оборонной сферы.

Реквизиция земельного участка обычно подтверждается специальным документом, который составляется и издаётся для законного собственника исполнительным органом государственной или муниципальной власти, принявшим соответствующее решение в отношении конкретного имущества.

В случаях возникновения стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций земельная территория может быть изъята на временной основе.

Соответствующие действия выполняются уполномоченными органами государственной и муниципальной власти для дальнейшей защиты общественных и государственных интересов.  

Специфика конфискации земельных участков

Под конфискацией земельного участка – с учётом положений УК РФ – следует понимать процедуру исполнения наказания, предусмотренного за совершение таких тяжких преступлений, как похищение человека (ст. 127 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), незаконная предпринимательская деятельность (ст. 171 УК РФ) и других (полный перечень указан в п. а ч.1 ст. 104.1 УК РФ).

Постановление суда о конфискации земельного участка должно прямо указывать на конкретный объект недвижимости, который изымается у осуждённого, и не предусматривает компенсации за это.

Исходя из вышесказанного, конфискация земельного участка имеет следующие особенности:

  1. Производится на безвозмездной основе.
  2. Осуществляется только по решению суда.
  3. Применяется в качестве санкции за совершение преступления (на основании ст. 104.1 УК РФ, которая определяет конфискацию как принудительное изъятие и обращение в собственность государства имущества на основании обвинительного приговора).

Таким образом, закон разграничивает два вида изъятия земельного участка у собственника – конфискацию и реквизицию. Правовые нормы достаточно подробно описывают обязательные условия применения данных мер.

Очевидно, что конфискация земельного участка представляет собой более негативное явление, чем реквизиция, поскольку связана с наступлением уголовно-правовой ответственности, а реквизиция предполагает временное изъятие земельной участка в критические периоды, вызванные природными либо техногенными факторами.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/podgotovka-proekta-stroitelstva/konfiskaciya-i-rekviziciya-zemelnogo-uchastka.html

За что могут забрать участок в 2020-2021 годах

Конфискация и реквизиция земельных участков

Несмотря на то, что мы являемся законными собственниками своих земельных участков, их все равно могут забрать. Почему? Стоит ли владельцам дач, загородных домов, сельскохозяйственных земель насторожиться? На самом деле здесь нет ничего страшного, в любом случае просто так забирать никогда не станут. Возможно, вам совершенно не нужно переживать по этому поводу.

pixabay.com

Согласно статьям 49, 50 и 56 Земельного Кодекса РФ или ЗК РФ, забрать участок могут по следующим причинам:

  • для государственных нужд;
  • при неправильном использовании;
  • конфискация;
  • при комплексном развитии района;
  • при реквизиции.

Предлагаем подробно разобраться в причинах, из-за которых могли бы конфисковать недвижимую собственность.

По решению властей

Необходимость в изъятии могут принять региональные власти. В таком случае собственнику будет предложена выплата за участок. Другими словами, государство выкупает у вас землю. Если администрация принимает решение забрать ваш участок, то она обязуется уведомить собственника за год до изъятия.

Вы получите постановление и у вас будет ровно год до получения денежной компенсации и передачи прав собственности. Если вы не захотите брать деньгами, то можете оформить запрос на получение другого земельного участка, который смог бы возместить утраченную землю.

pixabay.com

Денежная компенсация всецело зависит от рыночной стоимости. Предварительно проведут оценку территории, на основе которой установят цену участка. Также к этой сумме будет прибавлена компенсация за возможно упущенную прибыль с земли.

В таком случае вы не сможете отказаться от сделки. Если вдруг решите отказать государству и пойти покорять суды, то будьте готовы проиграть, ведь недвижимость все равно заберут, но уже на принудительной основе. Хотя даже так вы получите взамен деньги или другую землю.

Запланированное развитие территории

Представленную причину можно отнести к первой, ведь по идее это власти планируют развитие районов. Если ваш участок будет находиться на той территории, где будет проводиться комплексное развитие, то местные власти оповестят вас об изъятии. Основанием для такого решения служит проект планировки района, а также документы по межеванию.

Когда местное самоуправление решит забрать ваш участок, то у него будет ровно неделя для передачи всех документов для совершения сделки. Согласно законодательству, вам будет положена денежная выплата, окупаемая потерю земли, включая компенсацию.

У собственников есть только месяц для принятия решения, после чего власти прибегнут к принудительному изъятию.

pixabay.com

Ненадлежащее использование

Возможно, некоторые из вас не задумывались, но даже если вы ничего не будете делать на участке, то государство посчитает, что вы не используете землю по назначению и начнет изъятие.

Например, она относится к категории ИЖС, то есть предназначена только для постоянного проживания, а вы за три года ничего там не построили, да и вообще с момента покупки ни разу не приезжали на участок.

Исключением выступят природные бедствия или чрезвычайные ситуации, в ходе которых использование участка было невозможным.

Еще причиной может послужить чрезмерное загрязнение почвы и среды. Например, вы организовали какое-нибудь производство, которое портит состояние вашей земли и окружающей природы.

Собственнику будет направлено уведомление, если он согласится с решением, то землю выставят на торги. Конечно, мало кто захочет отдавать землю добровольно, даже несмотря на нарушения, поэтому у вас есть право отказаться от выдвинутых требований попрощаться с участком. Правда в таком случае спорить придется уже через суд.

Реквизиция

Эта причина, пожалуй, самая редкая из всех существующих. Сюда относятся чрезвычайные ситуации, среди которых стихийные бедствия, эпидемии и т.д.

В таком случае землю забирают на время, хотя порой бывают исключения. Но переживать не стоит, ведь если местные власти не захотят отдавать участок, то обязательно дадут другой или выплатят компенсацию. Это прописано в статье 51 ЗК РФ.

При реквизиции вам должны будут выдать специальный сертификат, подтверждающий причину изъятия земли. Также этот документ будет свидетельствовать о праве получения другого земельного участка или денежной компенсации.

Конфискация

Согласно Земельному Кодексу РФ, государство может конфисковать загородную недвижимость. В каких ситуациях это может произойти? Мы сомневаемся, что кого-то из вас коснется эта причина, но и обойти стороной ее нельзя. Принудительное изъятие предусмотрено тогда, когда собственник совершил преступление и был наказан судом. Впоследствии эта земля будет выставлена на торги.

Чтобы не оказаться в такой ситуации, нужно заранее предусмотреть все юридические риски: от проверки земли «на чистоту» до планов по расширению населенных пунктов. Для этого можно самому выучиться на юриста (разумеется, это шутка), нанять специалиста или купить участок земли в Подмосковье у компании, которая берет на себя все юридические процедуры.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca49620d677b400b3b8a98b/za-chto-mogut-zabrat-uchastok-v-20202021-godah-5f9319bea81c50318edebddb

Конфискация земельного участка: основания, виды, процедура | Правоведус

Конфискация и реквизиция земельных участков

Все вопросы касаемо использования земельных участков, в частности, их целевого назначения, регулируются ст. 7 Земельного кодекса РФ. Согласно закону земли бывают:

  • из водного фонда;
  • из лесного фонда;
  • из резервного фонда (запасные);
  • объектами, относящимися к охраняемым территориям;
  • из промышленного фонда;
  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов.

Право пользования земельным участком определено в ст.

42 ЗК РФ, в которой отмечено, что собственники могут использования земельный надел только по целевому назначению, не подлежащему самовольному изменению (данные о земельном участке четко прописываются в кадастровом паспорте и свидетельстве о государственной регистрации).

Нарушение законодательства влечет за собой штрафные санкции в соответствии со ст. 8.8. КоАП РФ. Отдельные статьи земельного законодательства регулируют порядок изъятия земельного участка у владельца или собственника. Так, реквизиция участка происходит в соответствии со ст. 51 и ст.

66 ЗК РФ, выкуп участка для нужд государства или муниципалитета регулируется ст. 49 ЗК РФ, выкуп земли ввиду его нецелевого использования – статьями 284-285 ГК РФ. Согласно закону основаниями для изъятия земельного участка могут служить:

  • совершение преступления, наказание за которое предусматривает конфискацию имущества;
  • реквизиция при возникновение чрезвычайной ситуации;
  • выкуп государством или муниципалитетом;
  • конфискация земли в связи ненадлежащим использованием;
  • изъятие в связи с неисполнением залоговых обязательств по кредитному договору.

В зависимости от обстоятельств, возникших для изъятия земельного участка, законом предусмотрен определенный порядок в каждом отдельном случае. Остановимся более подробно на некоторых из них.

Изъятие земельного участка для государственных нужд

Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.

Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.

Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия.

Изъятие земельного участка государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды.

Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.

Реквизиция земельного участка

Земельный надел может быть реквизирован у правообладателя в связи с возникновением чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, крупномасштабных аварий, эпидемий.

Порядок проведения реквизиции описан в ст. 242 ГК РФ и ст. 51 ЗК РФ.

В данном случае изъятие земельного участка является временной процедурой и после устранения последствий от возникновения чрезвычайной ситуации земля возвращается правообладателю.

В случае невозможности возврата земельного участка после его реквизиции, правообладатель может рассчитывать на финансовую компенсацию ущерба либо предоставление ему равноценного земельного участка безвозмездно. Земельный участок может быть конфискован на основании вынесенного судебного приговора за совершение преступления. Порядок конфискации имущества определен ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ.
Конфискации подлежит только тот земельный участок, который принадлежит непосредственно лицу, в отношении которого вынесено наказание.

В случае конфискации земельного участка бывший собственник не получает права на получение компенсации, и в дальнейшем его имущество реализуется на публичных торгах по продаже недвижимого имущества. Земельный участок не может быть конфискован:

  • если на территории земли располагается жилой дом или хозпостройки, не подлежащие конфискации;
  • если данная земля является объектом ведения подсобных и сельскохозяйственных работ.

Изъятие земельного участка в связи с нарушением использования

Кроме вышеназванных оснований земельный участок может быть изъят в связи с его нецелевым использованием либо использованием с нарушением законодательства, в частности, если данный земельный надел не используется владельцем более 3-х лет (ст. 284 – 286 ГК РФ), чаще всего, данный вопрос касается дачных земельных участков.

В названный временной отрезок не входит период, выделенный для освоения земли, а также период, когда использование участка было невозможно в связи с возникновением стихийных обстоятельств, которые бы препятствовали полноценной эксплуатации имущества.

Основные признаки ненадлежащего использования земельного надела определены Перечнем, утвержденном постановлением Правительства РФ №369 от 23 апреля 2012 г., и включают в себя:

  • высокое содержание сорных трав (более 30%);
  • отсутствие факта проведения работ по возделыванию и обработке земельного участка, а также уходе за ним в период владения;
  • высокий уровень закустаренности, залесенности или заболоченности;
  • ухудшение качества почвы и экологической ситуации в целом, вызванные применением химических средств.

В случае несогласия владельца земельного надела с изъятием имущества, он имеет право подать в суд исковое заявление с требованием о возврате земельного участка.

Порядок изъятия земельного участка

Процедура отчуждения земельного участка в принудительном порядке представляет собой законную юридическую процедуру, которая проводится после проведения проверки уполномоченным государственным органом по земельному контролю земельных наделов, являющихся частной собственностью граждан.

В случае выявления нарушений в области использования земельного участка его правообладателю выдается на руки предписание с требованием в определенные сроки устранить нарушения и уплатить штраф, размер которого установлен законом.

По истечении выделенного срока контролирующий орган проводит повторную проверку земельного надела и в случае неисполнения требования предписания на владельца участка подается судебный иск.

Вынесение положительного судебного решения предполагает изъятие недвижимого имущества у правообладателя и выставление его на публичные торги с целью реализации. Сумма, полученная от продажи земельного участка, передается бывшему владельцу за минусом расходов на подготовку и проведение аукциона.

Ответственность за нецелевое использование земли

Каждый владелец земельного участка должен помнить, что использование данного вида имущества не по целевому назначению, равно как и неиспользование его вовсе, является грубым нарушением земельного законодательства РФ, влекущим за собой административное наказание в виде штрафов, размер которых определяется с учетом кадастровой стоимости надела (если речь идет о землях сельхозназначения), а также, в зависимости от вида и сложности нарушения, наличия или отсутствия кадастровой стоимости и непосредственно категории земельного участка (сельскохозяйственное производство; огородничество или садоводство; строительство (дачные постройки, обустройство фермерского хозяйства, возведение индивидуального жилого строения (ИЖС), ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)). Как правило, большинство нарушений в области использования земельных участков касаются положений по видам целевого назначения. К примеру, земля, приобретенная под статусом «ведение сельского хозяйства» не может быть использована под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС). И в случае обнаружения органами самоуправления данного факта нарушения, на владельца земельного участка выписывается штраф и выдается предписание с требованиями об устранении нарушения в определенные сроки. Если собственник не предпринял никаких действий для ликвидации нарушения, контролирующие органы вправе подать на него в суд с требованием об изъятии данного земельного участка.

Важно! Собственник земельного участка, чье имущество было изъято на основании судебного решения, вправе оспорить его в течение 30 дней с момента получения на руки под роспись постановления суда либо его копии.

Штрафы, предусмотренные за нецелевое использование земельного участка, существенно выросли в последние годы и составляют: при наличии кадастровой стоимости:

  • для физических лиц собственников земли – от 0,5 до 1% (минимум 10 000 рублей);
  • для юридических лиц – до 2% от кадастровой стоимости (минимум 100 000 рублей);

при отсутствии кадастровой стоимости размер штрафа будет фиксированным:

  • для физических лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для юридических лиц – от 100 000 до 200 000 рублей.

Штрафы за неиспользование земельного надела в течение 3-х лет подряд составляют:

  • для физических лиц, собственников участков – до 1,5% от кадастровой стоимости (минимальный размер 20 000 рублей), при отсутствии кадастровой стоимости – до 50 000 рублей.
  • для юридических лиц – от 3 до 5%, минимум 400 000 рублей (без кадастровой стоимости от 400 000 до 700 000 рублей).

Штрафы за неиспользование по назначению земель сельскохозяйственного назначения составляют:

  • для физических лиц – до 0,5%, (минимум 3 000 рублей)
  • для юридических лиц – до 10%, (минимум 200 000 рублей)

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что владельцы такого вида недвижимого имущества, как земельный участок, несомненно, не должны доводить ситуации до критического положения и судебных разбирательств.

Соответственно, земля должна использоваться своевременно и по назначению, административные штрафы, в случае их наложения органами земельного надзора, должны быть своевременно оплачены.

Если все же избежать иска от лица местной администрации не удалось, правообладатель может обратиться в арбитражный суд с требованием о признании незаконным вынесенного ранее решения об изъятии земли, и при наличии основательной доказательной базы, есть возможность добиться отмены постановления.

Источник: https://PravoVedus.ru/practical-law/land/konfiskatsiya-zemelnogo-uchastka/

Реквизиция, конфискация земельного участка. Прекращение прав на земельные участки за ненадлежащее использование

Конфискация и реквизиция земельных участков

Для того, чтобы обеспечивать государственные и публичные интересы, государство имеет право изъять имущество у его правообладателя при особых условиях. Именно этот процесс, управляемый гражданским законодательством, называется реквизицией.

Согласно статье 242 ГК РФ, именно государственные органы имеют право реквизировать земельную территорию с целью лишения правообладателя части имущества. Причиной этого могут быть стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии или другие обстоятельства, имеющие чрезвычайный характер.

В рассматриваемой ситуации порядок и условия изъятия имущества диктует законодательство – собственник получает выплату, соответствующую стоимости всего имущества, которое было конфисковано.

Определение 1

Реквизиция земельного участка представляет собой отдельную форму экспроприации, вследствие которой органы государственной власти имеют право изъять имущество у собственника, при этом выплатив ему стоимость конфискованной недвижимости.

Порядок реквизиции земельных участков

ЗК РФ имеет несколько положений в отношении реквизиции земли, при этом все формы изъятия носят больше временной характер, нежели перманентный.

К примеру, в 51 статье указано, что земельный участок может быть изъят у правообладателя только на тот промежуток времени, когда влияние стихийных бедствий на территории может принести вред окружению, интересам граждан, общества и государства в целом. Процедуру выполняют уполномоченные исполнительные органы государственной власти.

При этом нет четко сформулированного порядка возмещения убытков, которые понес собственник из-за реквизиции, для этого есть общий список норм гражданского законодательства, которыми стоит руководствоваться.

https://www.youtube.com/watch?v=nPEjmI-Nikw

Замечание 1

В 4 пункте той же 51 статьи указано, что в случае невозврата реквизационного участка его правообладателю после окончания стихийного бедствия или другого обстоятельства, из-за чего земля была изъята, собственник может обратиться в суд с целью возврата своего земельного участка.

Если же вернуть реквизированный земельный участок не удается даже в результате судебного разбирательства, за собственником остается право потребовать финансовое возмещение – сумма должна составлять точную рыночную стоимость изъятого земельного участка.

Альтернативным вариантом является предоставление субъекту другого земельного участка с равноценной стоимостью. Если был нанесен другой реальный ущерб в последствии стихийных бедствий, или же правообладатель упустил выгоды из-за реквизиции, он также вправе требовать компенсацию.

Собственник может в любой момент оспорить решения государственной комиссии касаемо формы и размера компенсации в судебном порядке, при этом во внимание берется оценка всех причиненных убытков на участке.

Реквизиция несет за собой прекращение разных прав на владение земельным участком, предписанных нормами права:

  • право пожизненного владения землей;
  • бессрочное пользование участком;
  • аренда или безвозмездное срочное пользование.

После реквизиции такого земельного участка обладатели всех вышеуказанных прав могут обратиться с требованием возместить убытки, которые они понесли из-за изъятия земельного участка.

Ненадлежащее использование земельных участков как причина реквизиции

Право на владение собственностью или другие права, связанные с земельным участком, могут быть аннулированы за счет земельного правонарушения. В таких случаях реквизиция выступает в качестве санкции за допущенное правонарушение.

Изъятие и аннулирование прав собственности имеет определенный порядок, более подробно описанный в главе 7 ЗК РФ. При конфискации земли (из-за нарушения закона) также теряется право владения, аренды или срочного пользования изъятыми участками.

Если же рассматривается чужая территория, владелец значительно ограничивается в правах ее использования в будущем.

Есть несколько возможностей прекратить право на земельный участок из-за правонарушения. Согласно земельному и гражданскому законодательствам, они выражены в двух формах:

  1. добровольное прекращение прав на владение землей со стороны правообладателя;
  2. принудительное прекращение права – суд выносит решение, или же данное решение может принять непосредственно арендодатель в случае права аренды.

В ст. 45-46 ЗК РФ четко указаны основные формы правовых норм, за нарушение которых собственник может потерять право аренды земельного участка:

  • земельный участок все время был использован не по своему целевому назначению, либо же он принадлежит к другой категории земель, которая не может быть использована подобным образом;
  • за счет неправильного использования земли снижается уровень плодородия хозяйственных земель, а также ухудшается общая экологическая обстановка окружающей среды;
  • правонарушения были совершены намеренно с определенной целью – загрязнение, отравление или уничтожение плодородного слоя почвы. В этом случае рассматривается неправильное использование удобрений и нелегальных химикатов, а также задействование опасных химических и биологических веществ. Хранение, транспортировка и использование таких веществ считается отдельным преступлением, так как причиняет дополнительный вред здоровью человека и экологии в целом;
  • земельный участок, выделенный для хозяйственной деятельности или жилищного строительства, не был использован по назначению на протяжение трех лет от срока его передачи владельцу. Исключением являются те ситуации, когда использование земельного участка по назначению считалось невозможным ввиду ряда определенных причин – стихийные бедствия и другие указанные форс-мажорные обстоятельства.

Замечание 2

Отдельному рассмотрению подлежат особо охраняемые природные территории, природоохранные заповедники и рекреационные комплексы, историко-культурные пункты, особо ценные земли, а также другие земельные участки, которые раньше подвергались радиоактивному загрязнению. Для них отдельно прописаны нормы ответственности вследствие нарушения положений ЗК РФ.

Нарушением владения такими участками является, к примеру, несоблюдение критериев улучшения земли – почва была плохо защищена от влияния ветра, воды и эрозии, из-за чего плодородность участка значительно ухудшились.

Еще одним примером нарушения закона является систематическое уклонение от уплаты налогов на землю – в случае подтверждения такого нарушения собственник может полностью потерять все права на владение и пользование земельными участками.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Основания для прекращения права собственности

В статьях 284 и 285 ГК РФ указаны все возможные виды нарушений ЗК, результатом которых является полное прекращение всех прав собственности на землю. К ним относятся следующие случаи:

  1. выделенный земельный участок не был использован по своему назначению в течение трех лет (законодательство может по просьбе владельца изменить срок на более длительный в случае возникновения определенных обстоятельств);
  2. во время пользования земельным участком неоднократно и грубо были нарушены основные правила рациональной эксплуатации территории, которые регулируются земельным законодательством. Речь идет о нарушении главной цели назначения земельного участка, что впоследствии вредит окружающей среде и разрушает плодородный слой земли.

Существует определенный порядок прекращения прав на владение и пользование землей, который регулируется ст. 54 ЗК РФ. Процедура состоит из нескольких пошаговых этапов:

  • государственный орган накладывает на лицо, которое допустило нарушение ЗК, административное взыскание – чаще всего это штраф на установленную сумму; осуществлением занимается государственный земельный контроль;
  • если существует отдельный орган, который предоставил земельный участок собственнику, госорган обязан дополнительно предупредить организацию о зафиксированном нарушении и назначении штрафа владельцу;

В предупреждении должны быть четко указаны причина и акт, который был нарушен, а также время, которое отводится лицу для решения проблемы и устранения земельного правонарушения.

Если же данное нарушение не будет устранено в течение отведенного времени, орган оставляет за собой право принудительного прекращения права собственности на рассматриваемый земельный участок.

Далее дело перейдет в суд, где начнется рассмотрение прав собственника на владение землей и условий, которые должны быть выполнены.

  • если требования не были выполнены в срок, госорган после выставления предупреждения должен отправить все материалы касательно правового нарушения в вышестоящий орган власти или в местное самоуправление, предоставившее земельный участок собственнику;
  • после анализа документы (вместе с заявлением о прекращении прав собственности) направляются в судебное учреждение;
  • суд принимает финальное решение о прекращении права на пользование и владение земельным участком. После этого в течение 10 дней направляется соответствующее заявление в государственный регистрационный орган, аннулируются все права на недвижимость и все сделки, которые были связаны с объектом.

Исполнением всего процесса конфискации земельных прав занимается государственный земельный контроль. Положение о государственном земельном контроле предписывает земельный контроль Росреестру, Россельхознадзору, Россельхознадзору и территориальным органам, наделенным соответствующими полномочиями в выбранных сферах деятельности.

Стоит заметить, что возможность конфисковать право на владение землей возможно только в тех случаях, когда были представлены фактические доказательства совершения такого административного правонарушения.

Чтобы обеспечить законность всего процесса, дополнительно подключается указы КоАП РФ, в которых дополнительно предусмотрены все размеры штрафов за нарушение правил. Несмотря на все предписания ГК РФ, нет четко сформулированного порядка прекращения права владения земельным участком.

Поэтому официально можно отменить только право собственности, другие же права подлежат открытому рассмотрению (если дело не касается сельскохозяйственных земельных участков).

Замечание 3

Даже если владелец теряет право на земельный участок, он должен возместить весь причиненный вред, который он причинил во время несанкционированного использования земли.

Если земельный участок был предоставлен владельцу другим органом, именно он будет решать, аннулировать ли право этого лица на бессрочное пользование участком ввиду совершенных им нарушений ЗК. То же самое касается аренды – реквизировать права аренды в данном случае может исключительно арендодатель.

Как происходит конфискация земельного участка

Под конфискацией земельного участка (согласно статье 50 ЗК РФ) подразумевается безвозмездное изъятие у собственника его имущества на основании вынесенного решения суда.

Есть также и другие формы административных правонарушений, где в виде санкций используют реквизицию земельного участка, однако ст. 243 ГК РФ распространяется только на земельные участки в случае уголовных преступлений.

Исходя из вышесказанного, финальное решение выносит судебный орган.

В 2003 году были внесены определенные изменения и дополнения в УК РФ, согласно которым нельзя конфисковать имущество у человека, признанного виновным в совершении преступления.

Однако уже в 2006 году была внесена очередная поправка ввиду вступления в силу закона о ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма.

Согласно этому положению, конфискованное имущество может быть обращено в государственную собственность как мера уголовно-правового характера.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/rekvizitsija-konfiskatsija-zemelnogo-uchastka/

Добровольный отказ. Конфискация и реквизиция земельных участков

Конфискация и реквизиция земельных участков

Конфискация и реквизиция земельных участков

Ранее конфискация – отобрание имущества в связи с преступлением, совершенным собственником.

Ст. 50 ЗК – конфискация – принудительное безвозмездное изъятие имущества у собственника за совершенное им преступление или правонарушение. Основания для конфискации закреплены в законе и применяется только по решению суда.

ФЗ от 08.12.2003г. №162 – исключение конфискации как вида уголовного наказания.

Ст. 160 ГК – возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства в виде санкции за умышленное совершение сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

Реквизиция – временное изъятие имущества, которое допускается только в чрезвычайных ситуациях (эпидемии, эпизоотии, стихийные бедствия и др.).

Реквизиция осуществляется по решению государственных органов в административном порядке в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества, государства в целом от возникших в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз.

Порядок реквизиции – ст.

51 ЗК – реквизиции осуществляется с обязательной выдачей собственнику документа о реквизиции, и в случае невозможности возврата земельного участка ему возвращается стоимость земельного участка (например, заражение участка сильнодействующими веществами и т.д.).

В случае отпадения чрезвычайных обстоятельств собственник может требовать возвращения реквизированного участка в судебном порядке. Он вправе требовать возмещения ему убытков в связи с временным ограничением прав.

Ст. 53 ЗК (в рамках ст. 235 ГК).

Добровольный отказ от права собственности (п. 2 ст. 53 ЗК) – односторонняя сделка. Осуществляется отказ посредством подачи заявления собственником в государственный орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

П. 1 ст. 225 ГК – бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами от права собственности, на которое собственник отказался. И де-юре, и де-факто такая редакция означает, что земельный участок теперь не может иметь статус бесхозяйной вещи.

П. 3 ст. 18 ЗК – в городах Москва и Санкт-Петербург земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты прекращения права собственностью Москвы и Санкт-Петербурга.

Аналогичное правило предусмотрено ст. 19 ЗК (п.1.1) – право собственности городских округов, сельских поселений и т.д. Право собственности приобретают эти округа и т.д.

Ст. 30.2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» – регистрирующий орган обязан в течение 5 дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности вследствие отказа направить уведомление об этом в органы соответствующего публично-правового образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе на право собственности.

Добровольный отказ от права пожизненного владения и права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется путем подачи заявления в орган государственной власти или орган МСУ. К заявлению прилагается:

– кадастровый паспорт;

– подлинники документов, удостоверяющих права на землю, в случае отсутствия этих документов, решение о предоставлении земельного участка;

– копии документов, удостоверяющих личность гражданина или удостоверяющих регистрацию юридического лица.

В заявлении об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования дополнительно прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо (казенные предприятия, ГУПы, МУПы).

Если право не было зарегистрировано, то происходит прекращение этого права.

Если право было зарегистрировано, то государственные органы или органы МСУ должны обратиться в регистрирующие органы, которые и вносят эту запись о прекращении этого права (в недельный срок).

Внесены изменения и в ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” – ст. 30.

2 предусматривает обязанность регистрирующего органа в течение 5 дней с даты государственной регистрации прекращения права собственности вследствие отказа направить уведомление об этом в органы соответствующего публично-правового образования, а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности.

Часть 2 статьи 53 ЗК РФ определяет, что отказ от права пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования осуществляется путем подачи заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

К заявлению прилагаются: кадастровый паспорт, подлинники документов, удостоверяющих права на землю, а в случае этих документов, решение о предоставлении земельного участка, копии документов, удостоверяющих личность гражданина или документы, подтверждающие государственную регистрацию юридического лица.

К заявлению об отказе от права бессрочного пользования также прилагается документ, подтверждающий согласие органа, создавшего данное юридическое лицо.

Если право постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения не было зарегистрировано, данные права прекращаются. Если право было зарегистрировано, то государственные органы или органы местного самоуправления обращаются в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, которые и вносят запись о прекращении этого права.

Источник: https://studopedia.ru/3_78958_dobrovolniy-otkaz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.