Лесная амнистия практика применения

Если земельный участок попадает в границы лесничества. Обзор практики по

Лесная амнистия практика применения

Продолжаю мониторить судебную практику «по лесной амнистии». Сейчас, спустя два года после принятия закона №280-ФЗ, она, наконец, начала формироваться и в регионах, а не только в Москве и Московской области.

В этой статье я разберу ситуацию, когда по данным ЕГРН участок не относится к лесу, но попадает в границы лесничества по планшетам «лесников».

ПРИМЕР:

В кадастровом паспорте или в выписке из ЕГРН на земельный участок написано «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», но строить на участке не разрешают, поскольку «лесники» заявляют, что «это лес».

НОРМЫ ПРАВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРИМЕНЕНИЮ:

Во-первых, описанную проблему регулирует п.3 ст. 14 Федерального закона №172 в редакции Федерального закона №280-ФЗ (известного, как «закон о лесной амнистии»)

В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».

В переводе с юридического языка на русский эта норма теоретически должна означать следующее:

«Данным ЕГРН о нелесной категории земель можно верить, т.к. они имеют преимущество перед данными лесного реестра и планшетами «лесников».

Если в соответствии с планшетами «лесников» участок попадает в границы лесничества, но образован до 2016г. и по ЕГРН не относится к землям лесного фонда, значит, участок действительно не является лесным. Т.е.

его можно использовать в соответствии с категорией, указанной в ЕГРН, а запрет строительства на нем не является законным».

Во-вторых, в этой ситуации может быть применена ст. 4.6.

Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», которая говорит о том, что данные государственного лесного реестра подлежат приведению в соответствие с ЕГРН, а не наоборот.

Статья эта довольно невнятная, и написана она, прежде всего, для органов власти, которые должны как-то реализовывать «лесную амнистию», а не для частных лиц. И все-таки ссылка на нее может оказаться полезной.

К СОЖАЛЕНИЮ, НА ПРАКТИКЕ ЭТИ НОРМЫ РАБОТАЮТ ПЛОХО: суды очень их не любят, применяют крайне неохотно. «Положительные» решения есть, но «отрицательных» больше. Если не изучать каждый конкретный случай, а посмотреть «с высоты птичьего полета», можно увидеть следующее:

Список дел, выигранных частными правообладателями земли: А60-38913/2017, А60-63449/2017, А60-35746/2017 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 3 дела).

Список дел, проигранных частными правообладателями земли: А60-37835/2017, А60-42574/2017, А60-36937/2018, А60-10525/2018, А60-38902/2017, А60-42570/2017, А07-10672/2016 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 7 дел).

ЧЕМ МОТИВИРУЮТСЯ «ОТКАЗНЫЕ» РЕШЕНИЯ СУДОВ?

Прежде всего, суды ссылаются на Определения Конституционного суда 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О. В этих актах написано, что рассматриваемая норма должна применяться не ко всем правообладателям таких участков, а только к добросовестным преобретателям земельных участков «по конституционно-правовому смыслу ст. 302 ГК РФ», т.е. к тем, кто:

  • приобрел участок платно;
  • не знал и не мог знать о том, что он является лесным.

Кроме того, в контексте ссылки Конституционного суда на ст. 302 ГК РФ должно иметь значение, выбыл ли участок «из владения собственника (т.е. Российской Федерации) по его воле» или нет. Однако этот момент КС не рассматривает.
Таким образом, для применения указанной нормы вводятся дополнительные не всегда понятные ограничения, не указанные в законе.

ВАЖНАЯ ОСОБЕННОСТЬ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ УЧАСТКА К ЛЕСУ:

Необходимо учитывать, что если участок попадает в границы лесничества, то он, скорее всего, накладывается и на некий участок, относящийся к собственности РФ и имеющий категорию «земли лесного фонда».

Такое наложение не очевидно, поскольку участок, принадлежащий РФ, обычно не имеет установленных границ, его нет на публичной кадастровой карте, и, не имея доступа к картографическим материалам лесоустройства, очень трудно догадаться о существовании наложения.
Однако наложение есть. Как в анекдоте про суслика.

И по причине этого наложения вы не сможете получить разрешение на строительство, а то и вовсе можете лишиться своего участка.

В этой ситуации имеет место не только спор об отнесении или неотнесении вашего участка к лесному фонду, но и спор о праве собственности между вами и Российской Федерацией.

КАКИЕ ФАКТЫ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ К ЛЕСАМ УЧАСТКОВ, ПОПАДАЮЩИХ В ГРАНИЦЫ ЛЕСНИЧЕСТВА, НО ИМЕЮЩИХ ПО ЕГРН НЕЛЕСНУЮ КАТЕГОРИЮ:

Несмотря на то, что “положительных” решений мало, они все-таки есть. Поэтому стоит разобраться, какие обстоятельства изучают суды, когда рассматривают такие дела.

1. В каком качестве изначально формировался исходный участок: как лесной или как нелесной (есть ли в документах о первоначальном землеотводе данные о предоставлении лесного участка). От этого зависит возможность применения закона №280-ФЗ.

2. Добросовестность приобретателя: мог ли он догадаться, что покупает лесной участок.

Вывод о добросовестности или недобросовестности приобретателя делается на основании следующих обстоятельств:если в землеотводных документах есть указание на лес, считается, что приобретатель понимал, что покупает лесной участок, и не вправе рассчитывать на защиту закона «о лесной амнистии»;

если участок визуально похож на лесной (лесная растительность, со всех сторон лес), то приобретатель тоже не будет считаться добросовестным.

3. Если речь идет о землях населенных пунктов, будет учитываться, законно ли установлена граница населенного пункта (очень часто она установлена незаконно, к сожалению);

4. Важно, выдавались ли когда-либо органами лесного хозяйства письма или согласования, свидетельствующие о том, что участок не является лесным.

Если выдавались, то понятно, что доказать свою добросовестность легче.

Кроме того, такой документ может свидетельствовать о том, что участок выбыл из владения собственника (собственником всех лесов является Росситйская Федерация) по его воле, что очень важно при применении ст. 302 ГК РФ.

5. Чье право было зарегистрировано раньше: право частного собственника или право Российской Федерации (если имеется наложение на участок, принадлежащий РФ), и владеет ли частный правообладатель участком фактически (установлен ли забор). 

6. Имеются ли на участке объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано. Это обстоятельство не является решающим само по себе, т.к. право собственности на объект недвижимости тоже может быть оспорено. Но необходимость его оспаривать может в ряде случаев создать дополнительные препятствия к «законному отъему» участка.

Дополнительно от себя могу добавить следующее. Несмотря на то, что решений уже не так уж мало, говорить о сформированной практике не приходится. Видно, что четкие правовые конструкции, которые позволяли бы судам более-менее предсказуемо применять законодательство «о лесной амнистии» по-прежнему, отсутствуют. Мотивировки судов сумбурны и, кажется, не всегда понятны самим судьям.

Материал подготовила Татьяна Скворцова (тел, WhatsApp 8-908-080-00-35)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6422e5e3c7ad00ae588bb9/esli-zemelnyi-uchastok-popadaet-v-granicy-lesnichestva-obzor-praktiki-po-lesnoi-amnistii-avgust-2019-5d7a258a23bf4800ad6a79e9

������������������ ����������������, ������ ������������������������������

Лесная амнистия практика применения

���� ������ ������ ���������� ���������������� ������������������ ������������������ ���������������� ������������ ������������������������ �� ���������������� ��������.

������������������������ ���������� �������������� �������� ���� �������������������������������� ���� �������������� �������������������� �� ���������������� �������������� ����������, �������� �������� ������ �������������� ������������������������������������ �������� �������������������������� �������������������� ������ �������������� – ���� ���������� ������������.

���������� ������������ �������������� ���� ���������� �� ������������������, ���������������� ������ ������������������������ ��������������������������, �������� ��������������������.

������������ ������ ���������������� �������������� ���������� ����������, �������������� �������������� ������������������ �������������� �������������������������������� ��������.

������������ ���������������� ������������������ ������������ ������������������ ���������������� �� ���������� ����������, �������������������� �� ����������.

������ ���������������� ���������� N280-���� “�� ���������������� ������������������ �� ������������������ ������������������������������ �������� �������������������� ������������������ �� ���������� �������������������� ������������������������ �� ������������������ ������������������������������ ���������������� �� ������������������������ ���������������������������� �������������������� �������������� �� ������������������������ ������������������ ������������”.

���� ������������ �� ������������ ��������������������������, ������ ������������ �������������� ������������������������ �� ��������������.

������������������������������ “������������ ������������������” �������� ������������ ����������������.

���� ������������ ��������������������, ���������������� �������������������� ������������ ������������ ������������������ �� ���������������������� ��������.

�������� ����������, ������ �������������� ���������������������������� “����” �� ����������������������������������, �������������� ���������������� �������������� ���� �������������� ���� ������������������������ ���� �������������� ��������, ������ ������������������ �������������� ������������������ �� ��������.

���������������� �������������� �������������������������� �� ���������������� �������������������������������� �������� ���������� ����-���� ���������������� �������� ���������� ���������� ���������������������� �� ������������ �������������� ������������. �� �������������������� �������������������� ���������� �� �������������������� ��������������.

������ �� ������������������ �������������� �������������� ���������������� ������������������ �������������� ���� ���������������������� ��������. ������ ����������������. �������������� – ���������������������� ������������ ������ ���������� �� �������������� ��������������.

���������������������� ������������������ ������������ ������������ �� ��������, ���� ������ ������������������ �������������� ������������������, ������������ ������ �� �������������� ������ ������������������ ���������������� ���������������� �� ���� ���������������������� ���������� �������������������� ������������ ������������.

���� ���������������� �������������� – ������������������ �������� ������ ������������������ ������������������, ���������� ���� ���������������������� ������������ ���������� ������������ ������������������������������ ����������.

������ ������������ �������������� �� �������� ���������� �� “������������ ����������������”, �������������� ������������������ ���� ���������������������� ��������.

�� �������������� ���������������� ���������������������� �� �������������������� ���������� �� �������������� “����������������������������” ������������������������ ���������������� “����”.

�� �� ������������������ �������������� �������� ������������ ��������������, ���������� “������������ ����������������” ������������ ����������������.

���������������� ������������������ ������������������ ���� ���������������������� �������� �������� ������������, �������������� ������������ ������������ ���� ����������������������������.

������������ ������������������������ �� ������������������������������ ���������������������� ������������ �������������� ���������� ���������������������� �������� �������� ������������������ �� ���������������� ���������������������������� �� �������������� �������������� ��������������, �� ���������� ���������������� ���������������������� �� ������������������������������ ���������� ������������������������������ ������������ ���������������� �������������������� ������������������.

�������������� �� “������������ ����������������” – ������ ������������������������������ ���������� ���������������� ���������������������� ������������������ ����������������

�� �������� �������������� ������ �� �������� �������������� ���� ���������������������� ������������������������ ������������������ �� ���������������������� ���������� �������� �������������������� ���������������������� ������������ ���������� �������������� �� ������������������ �������������� ��������������.

�������������� ������������������������ �� ������������������ ������������������ �� ���������������� �� ���������������� �������������� ���������������������� �������������� �� ������������������������������ ���������������������� ���������� �� ���������� �� �������������������� ������������ �� �������������� �������������� ��������������.

�� ������������������ �������������� �������� ������������������ ������������������ ���� ���������������������� �������� ���������� “�� ���������� �� �������������������� ���������������������������� ������������ �������������������� ��������������”.

���������� �������������������������� �� ���������������������� �������������� ������������������ ������ �� 1995 ��������.

���� ���������������� ������������������ – ���������������� �������������������������������� �� ������������������ ������������, �������� �������������� �������������� ���������� ������������ �������������������� �� ������ �������������������� �������� “�������������� �������������������� ������������, �������������� �������������� ����������”. �� �������� �������� ������ �������������������� ������ ����������, �������������� ���������������� ������ ���������������������� �� ����������������������������.

�� �� �������� ������������, ������������������������ ������������������, ���������������������� �������������� ���������������������� ������������ �������������� �� ������������������ �������������� ��������������.

������������������ �������������� ������ ������������������������ �������������������� ������ ���������������������� �� ���������������������������� ���� 08.08.2008, ���� ���� N280-���� ������������������������ ���������������������������� �������������� �� ������������ ���������������� ���� ��������������������.

������ ������ �� �������� ������������ ������ ���������������� ���������� ���������� �� �������������� �������������� �� ���������������������� ����������.

�������������� ���������������� �������� �� �� ���������������������� ��������������. ������ �������������� ���������������� ���� ������������������ ������������ ��������������. �� ���������� �������������� ���������������������� ������������ ������ ������������ �� ��������.

������������������������ �������������� ��������������������������.

�������� ������������������ ������������ ������ ����������������, �������������� �� �������� ���������� �� ������������ ����������������, ���������������������������� ���������������������� ������������������, �������������� ���������������������������� ���������������� ���� 01.01.

2016, �������������������� �������������� ���������� ����������, ���������������� ���� ������������������ ���������������������� �� ������������ ������������������. �������� – ������������������������������ ���������������������� �������� ������ ���������������������� �� ���������������� �� ���������������� �������������� �������� �������������� �� ��������.

�� ���������������������������������� ������������ ������������������, ������ ������ �������������������� �� ������������������������ ������������ �� “������������ ����������������” ������ ������������ �������������������� ����������.

������������ ���� ������ ������������������ ������������, �������������������������� �� �������������������� ���������������� �������������� �������������������������������� �������������� ������������������������ (��������) ������ �������������������� �������������������������������� �������������� �������������� (������). �������������������� �������������������� ���������������������� ����������������, ������ ������ ������������ ���������������� “������������ ����������������”, ���������������� ������������ �������������� ������������������ ���������������������� ������������ ��������������.

���� ���������� ����������������, ������ �������������� ������. ���������������� ���������������������� ���������� ����-���� ������������ ������������ ���� ����������������������.

���� �������������������������� ���������������� �� �� ������, ������ ���������� ���������� ��������, ������ “������������ ����������������” ��������������������, �������������������� ���������������� �������������������� �� ���������������������������� �������� �� ���������� ���������������������� ������������������������ �������������������������� �������������� �������������������� ������������.

���� 1 �������������� 2017 �������� ���� �������� ������������ �������� �������������������������� ���������� 1,4 ������������ �������������� �������������������� “������������ ����������������”.

�� ���������������������������������� ��������������������, ������ ���� ���������� ���������������������� ���������� ���������������������� �� �������������� ���������������������� ���������� ��������, �������� �� ��������������, ���� ���������������� ������ ������������������ ��������������������������.

�������� ���� ������������������ �������������� �������������� ���������� �������� ���������� ������������ ���� “�������������������� ��������������������”. ����������, ������ ���������� ������������������ ���������������� ������������ “����������������������”, ���� ����������������.

�������� ������������ ������ ������������������������������ �������� ���� �������� �������������������� ������������������ ���������������� �� ������������ ���������� ������������������������������ ������ �������������������� ������������������, ������������ �� �������������������������� �������������� ���������� �� �������������� �� ���������� �� ���������������������� ���� ���������� �� ������������ ����������.

�� ���������� ������������������������ ���� 21 ���������������� 2017 �������� ������������������������������ ������ �������������������� �� ������������������ ����������, �������������������������� �� ������, ������ �������������� �� ���������� ������������������ – ������ ���������� ���������������� �������������������������������� ������������������ ����������������.

����������������������

�������������� ��������������������, ���������������� ������������������������ ������������������������ ���������������������������������� ������������

– �������������������� ������������������ ������������ ���� �������������������� ������������������������ ���������� �������������� ���� ������������������ ���������������������� ������������ ���� ������������ �� ���� ���������������������������������� �������������� �� ������������������������ ������������ ������������.

������������������ ������������ ������������ ���������� �������������������� ���� ������������ �������� ���������������������������� ���������������������������� ���������������� ������������������������, ���� �� ���� ���� ���������� ������������������������������ �������������������������� ���������� ������������������, ������������������������ ���� ������������ ����������, ���������� ���� ������������������������������ ����������������������������������, ������ ���������������� ������������������ ������������ ���������������������� ���������������� �� ������������������������������ �������������� ���������������������������� ����������������.

��������������������, ���������� �������� ���������������� ���������������� �� �������������������������� ������������ ���������� ��������������������������.

�������������� “����”

������������������ ������������������ ������������������ “����” ���� ���������������� ��������������, ������ ���������������������� ����������������, �������� ���������� �� �������������������� ���������� ���� ���������������������� �������� �� �������������� ������ ������.

������������������ ���������������������� �������������� ���� ���������������� ����������-�������������� ���� 2013 ��������.

�� �������������� 2015 �������� �������������������� ���� ���������������������� �������������������������������� ������������������������ ���������� ������������������ ������������ ���������������������������� ���� ��������������.

�� ���������� 2016 �������� �������������� ���������������������� �������� ���� �������� ���������������� �� ��������������. �������������� – �������������� ������������������ �� ���������������� �������������� ����������. �� ������ 20.10.

2017 �������������� ���������� �������������� �������� ���������������������� ���� ������������������ �������������������� ������������������, ���������� �������������������� �� �������� ������������ N 280-����.

Источник: https://rg.ru/2018/01/10/rosreestr-v-2018-godu-zakon-o-lesnoj-amnistii-zarabotaet-v-polnuiu-silu.html

Практика применения «лесной амнистии»

Лесная амнистия практика применения

Новый закон, касающийся лесных земель, появился в российском законодательстве. Он значительно упрощает приватизацию, а также правила аренды таких участков. Рассмотрим основные положения этого документа и выясним, каким образом нужно действовать собственнику или арендатору лесных участков согласно новым требованиям.

  Речь идёт о Федеральном законе № 280-ФЗ, принятом 29 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».

Как видно из названия документа, он призван привести к общему знаменателю ряд противоречий из разных законодательных сводов и федеральных реестров, в частности Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) и Государственном лесном реестре (ГЛР).

Обнаруженные взаимоисключающие сведения  в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории будут устранены путем установления приоритета ЕГРН.   СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ   Почему возникли эти противоречия? Ситуация с лесными землями сложилась довольно сложная, и обусловил её целый ряд причин.

Во-первых, исторически сложилось так, что в советское время по решению местных органов самоуправления на лесных землях создавались садоводческие товарищества. Гражданам раздавались наделы и разрешалось вести садово-огороднические работы на выделенных участках и даже строить дачный домик, при этом такие участки оставались числиться в лесном фонде.

Таким образом, дачные и лесные земли становились на бумаге разными объектами недвижимости, тогда как фактически являлись одним объектом. Другая, ещё более веская причина, заключается в том, что Лесной кодекс РФ, действовавший в период до 2007 года, не признавал деления лесов на отдельные участки и, соответственно, не имел каких-либо твёрдо установленных правил и критериев относительно них.

Лесной реестр в России, который создавался с 2001 года с нуля, тем самым не учитывал ни конкретного описания координат участков и их границ, ни проверки их наложения с участками других категорий земель, также не проводилось согласование границ с собственниками участков прилегающих территорий. Сведения о лесных участках заносились в кадастр по так называемому упрощённому принципу.

В результате в кадастровом своде числится множество участков, которые накладываются не только со смежными землями прочих категорий, но и друг с другом, создавая совершенно неправильную общую картину и значительно искажая представление о действительности.

Так, заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров приводит яркий пример: если сложить площадь всех участков, отражённых в государственном кадастре недвижимости, общая цифра превысит площадь территории всей страны в два с половиной раза.

А со временем, в условиях масштабной застройки и расширения городских и пригородных территорий, земли Рослесхоза оказались в границах не только садоводческих товариществ но и внутри населённых пунктов.

По данным Росреестра, спорных участков такого рода имеется 377 тысяч, но этот «официальный» показатель почти в пять раз ниже цифры, которую называют эксперты и которая, судя по всему, намного ближе к реальности.

Только в одном лишь Подмосковье, например, насчитывается около 200 тысяч участков, которые, находясь в аренде или личной собственности, попадают на земли лесного фонда (что составляет почти 10 процентов от лесных угодий этого региона).

Разумеется, вследствие этого на практике при работе с лесными участками, когда доходило дело до оформления той или иной сделки с ними либо взятия в аренду, возникало множество сложностей, решить которые зачастую не представлялось возможным.

Дачники и те, кто проживает в посёлках, расположенных непосредственно рядом с лесными массивами, фактически лишены возможности что-либо строить на них,  поскольку земли остались в Лесном фонде и возводить на них постройки запрещено. А те строения, которые всё же появились, Росреестр не вправе регистрировать, тем самым лишая владельцев их права собственности на законную недвижимость.

Да и новые административные постройки или промышленные сооружения требуют в качестве основания для разрешения на строительство документы территориального планирования, а согласовать их с лесным реестром было невозможно, если границы участков пересекались и сами участки накладывались друг на друга. К слову, в разных регионах страны степень сложности в силу разных причин варьируется.

Наиболее остро ситуация сложилась в Ленинградской, Новосибирской и Иркутской областях, где таких участков насчитывается больше всего. Не менее актуальна данная проблема и для Краснодарского края.

И вот теперь, с принятием вышеназванного закона, все эти полтора миллиона «неподъёмных» участков попадают под так называемую лесную амнистию, суть которой сводится к следующему: если участок значится и в лесном реестре, и в Едином государственном реестре недвижимости, то его принадлежность будет устанавливаться на основании ЕГРН и документов, подтверждающих право собственности лица на землю.

Данное правило распространяется на случаи возникновения права на земельный участок в период до 1 января 2016 года. Что касается арендаторов, то благодаря принятому закону приоритет на аренду получают предприниматели малого и среднего уровня.

Это связано с тем, что зачастую небольшой бизнес часто неконкурентоспособен перед крупными компаниями, фирмами-гигантами, и  попросту не имеют возможности получить интересующую землю путём аукционов. Данная поправка даёт им реальный шанс на работу с лесными землями, а следовательно, изменится  социальная ситуация – появится больше рабочих мест в регионах, отдалённых от центра.

  ОТ АНАЛИТИКИ К ПРАКТИКЕ   В настоящее время законодатели ещё дорабатывают документальную базу, подводя под принятый закон целый ряд необходимых подзаконных актов, однако уже сейчас схема действий при регистрации права собственности на участки, входящие наряду с ЕГРН и в лесной реестр, просматривается прозрачно и вполне осуществима.

Чтобы увидеть все несомненные плюсы нововведений, попробуем восстановить алгоритм действий собственника или арендатора земель лесного фонда в самом недавнем прошлом, до момента вступления закона № 280-ФЗ в силу. Задавшись целью выделить участок и оформить его в собственность, гражданин РФ должен был прежде всего обратиться в лесное хозяйство по месту расположения участка, чтобы выяснить, имеется ли факт наложения границ с каким-либо другим участком. Там ему приходилось иметь дело с множеством специфических документов, таких как лесоустроительные карты, схемы, план лесного участка и другие. Требовалось также заказать выписку из лесного реестра. Ознакомившись со всеми данными, собственник тем не менее вместе с представителями Рослесхоза должен был составить акт осмотра участка, в ходе которого зафиксировать факт пересечения границ участков, указав при этом точные координаты наложения. И только после того необходимо было обратиться к кадастровому инженеру, чтобы тот выдал экспертное заключение о наложении границ. К такому заключению прилагалась схема, на которой отражались и координаты, и общая площадь наложения участков. Также в пакет необходимых документов входили свидетельство о праве собственности (либо, в случае аренды, договор аренды) на участок, кадастровый паспорт и кадастровая выписка, а также постановление местной администрации о предоставлении земельного участка. И даже если удавалось собрать все перечисленные бумаги, решение о переводе спорного участка в другую категорию из «лесной» принять не могли ни в Рослесхозе, ни в Росреестре. Ни одно из ведомств не имело это права, и подобные ситуации разрешал суд, причём часто не в пользу собственника. С принятием закона № 280-ФЗ у собственника либо арендатора лесной земли осталось всего три шага: 1 – Заказать межевой план земельного участка у кадастрового инженера. 2 – Собрать пакет документов. В перечень необходимого, помимо межевого плана, входят:

  • свидетельство о праве собственности на земельный участок,
  • кадастровый паспорт,
  • выписка из государственного кадастра недвижимости,
  • документы, по которым изначально земля была выдана собственнику (предоставлена арендатору).

3 – Эти документы следует подать в Росрееестр, обратившись туда с соответствующим заявлением. Если участок прописан и в ЕГРН, и в лесном реестре, то сотки, относящиеся к лесной категории, будут приплюсованы к общей площади вашего участка, тем самым право использования этой земли станет совершенно законным.

  ЗОНА ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА   Как уже было сказано, под действие закона № 280-ФЗ подпадают случаи, когда  возникновение права собственности на земельный участок произошло в период до 1 января 2016 года.

Однако положение о приоритете Единого государственного реестра недвижимости  теряет свою силу, если выявлены следующие обстоятельства, противоречащие основным законам РФ:

  • На участках из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.
  • Участки из земель сельскохозяйственного назначения не используются по целевому назначения или используются с нарушением требований законодательства. Доказать или опровергнуть это позволят сведения уполномоченного органа (Россельхознадзора или Росреестра) о результатах проведения государственного земельного надзора в отношении интересующего участка.
  • Если участки расположены в границах особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия. Однако при этом границы последних должны быть строго установлены. Если же границы ООПТ или ТОКН не установлены, закон предписывает принять такое решение, вследствие которого личный участок пользователя будет расположен вне границ особо охраняемых природных территорий или территорий объектов культурного наследия.

Наконец, если выявлены противоречия между реестрами и в орган регистрации прав поступило уведомление Рослесхоза об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой участок. Если же в течение трех месяцев со дня выявления противоречий они устраняются, общие положения закона № 280-ФЗ применяются к выведенным из-под них участкам.

  ЧТОБЫ ЛЕСА НЕ ИСЧЕЗЛИ   При обсуждении закона прозвучала проблема «исчезновения лесов» возле лесных и вахтовых посёлков, военных городков и других подобных поселений – за счёт того, что дома таких поселений могут обрасти значительными площадями, что в разы увеличит зону и плотность застройки лесного массива.

Поэтому при подготовке карты границ поселения или городского округа, включенной в проект генерального плана, в границы таких пунктов включается участок из земель лесного фонда, если все его границы являются смежными с участками, расположенными в границах населенного пункта, с учетом некоторых ограничений.

С целью охраны лесных земель будут созданы специальные комиссии, в которые войдут не только чиновники, но и представители общественной палаты региона. И эти комиссии будут принимать индивидуальное решение по каждому такому поселению, поскольку ситуация в каждом случае слишком уникальна, чтобы решать её общими, шаблонными мерами.

Так или иначе, плотность застройки такого участка около населенного пункта не должна превышать 30 процентов.   Наконец, последний немаловажный вопрос.   НУЖНО ЛИ СОГЛАСОВЫВАТЬ СХЕМУ УЧАСТКА?   И в каких случаях? Эта ситуация касается территорий лесничеств и лесопарков.

До 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган, уполномоченный в области лесных отношений, обязан направить территории в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения и городского округа, а также разместить такую информацию в интернете.

На основе этих данных стает понятно, требуется ли согласование схемы участка. Так, если участок образуется из земель в границах поселения, городского округа, межселенной территории, в которых отсутствуют лесничества, лесопарки или в которых сведения о границах лесничеств, лесопарков внесены в ЕГРН, то его можно не согласовывать.

Также согласование не требуется, если участок образуется из земель в границах территории, сведения о границах которой внесены в ЕГРН или он образуется из земель, которые находятся в государственной собственности и расположены в границах населенного пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, не связана с использованием лесов и не является смежной с лесничеством, лесопарком. Согласование схемы участка предписано законом в отношении вновь образуемого земельного участка из земель, находящихся в госсобственности. Согласовывать схему такого участка должен региональный исполнительный орган власти. Отказ от этого действия возможен только в случае пересечения границ участка с границами лесного участка или лесничества либо лесопарка, сведения о которых содержатся в Государственном лесном реестре, или в случае расположения данного участка в границах лесничества или лесопарка. И тем не менее участок потребует согласования, если на нём оказался объект недвижимости, не связанный непосредственно с использованием лесов (и права на который возникли до 1 января 2016 года). Отказ от согласования допустим в том случае, когда площадь образуемого земельного участка превышает установленные законодательством предельные размеры. Если такие размеры не установлены, то отказ возможен в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. Отказ в согласовании схемы может быть обжалован в суде.

Источник: https://1k-k.ru/praktika-primeneniya-lesnoj-amnistii/

Лесная амнистия

Лесная амнистия практика применения

29 июля 2017 года опубликован Федеральный закон от 29.07.2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», иначе говоря, государством начата процедура так называемой «лесной амнистии».

«Законопроект подготовлен во исполнение перечня поручений Президента по итогам заседания Государственного совета, согласно которому необходимо устранить противоречия между сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и Едином государственном реестре недвижимости, обратив особое внимание на защиту прав граждан и юридических лиц, являющихся добросовестными приобретателями объектов недвижимости», — отметила заместитель Министра экономического развития Российской Федерации – руководитель Росреестра Виктория Абрамченко, представляя проект закона о «лесной амнистии». Замминистра подчеркнула, что в документе предложен принцип приоритета Единого государственного реестра недвижимости, как единственного признанного государством источника сведений о недвижимости и зарегистрированных правах граждан и юридических лиц. «Это закон о восстановлении доверия к гарантированной государством защите права собственности, к государственным реестрам», — сказала Виктория Абрамченко».

Если кто-то думает, что «лесная амнистия» организована с целью защиты прав и законных интересов пострадавших граждан, то он глубоко ошибается.

Государство вынуждено было принять необходимые меры в данной сфере правоотношений в связи с тем, что государственный кадастровый учёт при его формировании просто захлебнулся в коррупционном разворовывании российскими чиновниками государственных земель.

Трудно представить, но только площадь земель лесного фонда, который подмяли под себя чиновники от федерального агентства лесного хозяйства, по просочившейся информации, согласно кадастровому учёту составило в 3 (!) раза больше площади, чем вся территория России.

https://www.youtube.com/watch?v=q1c_Mi_OEPc

Такая ситуация привела к многократному превышению площади лесных земель над площадью ряда субъектов Российской Федерации. В частности, в 12 субъектах Российской Федерации (например, Иркутская область, Красноярский край, Магаданская область, Республика Карелия, Приморский край) площадь учтенного в кадастре леса больше площади субъектов на 79 млнга. — из выступления Виктории Абрамченко.

Ещё одним фактором, заставившим государство принять закон о «лесной амнистии», является лоббирование интересов руководителей субъектов Российской Федерации и Застройщиков, успевших «прирезать» к городам значительные участки лесного фонда.

«Как отметил руководитель лесного отдела Гринпис Алексей Ярошенко: «В одной только Московской области количество спорных участков составляет около двухсот тысяч, общей площадью около 184 тысяч га, а их рыночную стоимость, по оценке Гринпис – не менее 2 трлн рублей!».

По оценкам Гринпис России, сделанным по данным Публичной кадастровой карты и карты лесного покрова Мэрилендского университета, гарантированно попадают в зону уничтожения 25% лесов ближнего Подмосковья без учёта Новой Москвы.

Еще 31% лесов вообще не поставлены на кадастровый учет, но после принятия «амнистии лесной» их будет легче отнести к землям, предназначенным не для леса, и застроить.

С учетом лесов Новой Москвы ситуация между МКАД и Малым московским кольцом выглядит немного иначе: 21% лесов находятся в зоне практически гарантированного уничтожения, 27% – в зоне риска, связанной с принятием закона о «лесной амнистии», и 11% лесов на территории Москвы тоже в опасности, но по причинам, не связанным с законом о «лесной амнистии». То есть в целом могут быть уничтожены 59% всех лесов на данной территории».

Преступным замыслам лесной мафии, активно содействовали родные донельзя российские суды, точнее говоря, российские судьи, набившие себе к этому времени руку на примере судей Краснодарского края, о чём проинформировал общество судья Дмитрий Новиков. Как работала преступная цепочка в лесной мафии, я расскажу на обобщённом примере.

Например. Получил гражданин А. земельный участок в границах населённого пункта. Оформил земельный участок в собственность либо на праве аренды. Получил необходимые разрешения на строительство жилого дома и иных построек.

Отстроился, ввёл объекты строительства в эксплуатацию, поставил их на кадастровый учёт и зарегистрировал свои права на указанные объекты в Росреестре в установленном законом порядке.

И…стал поживать…Да недолго…Пока не получил иск от Комитета лесного хозяйства субъекта РФ о том, что земельный участок, согласно данным Государственного лесного реестра, принадлежит Российской Федерации, в интересах которой и действуют «лесные братья».

Не могу не отметить откровенное шулерство со стороны государства в части ведения двух Реестров по земельным участкам. Это типа, одна орлиная голова не ведает, что в это время вытворяет вторая. Ну а где в это время находится третья голова, одному Богу известно.

Суды РФ, точнее судьи, выносили судебные решения по таким искам как под копирку …в пользу… правильно – органа государственной власти, за редким исключением, которое, как правило, правилось судьями субъектов РФ в «нужное русло» при помощи «дышла».

Истцу даже утруждать себя не приходилось – достаточно было на клочке бумаги написать всё, что взбредёт в голову и …опа-на, суд принимает доказательство.

Московский областной суд, например, в споре с гражданином, принял от истца в качестве доказательства … Планшет лесоустройства не подписанный должностным лицом и без печати.

Таким образом, вначале гражданин А. лишался прав на земельный участок, который изымался из чужого незаконного владения. А потом гражданин лишался по мановению судейского усмотрения всей недвижимости, возведенной им на указанном земельном участке, которая оказывалась…правильно, самовольной постройкой. Причём лишался гражданин своей же законной недвижимости  за свой счет (!).

Не стоит вспоминать про статью 35 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на частную собственность. Не стоит вспоминать и про часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту. Если в стране нет права, нет правосудия, то и не будет гарантии на частную собственность.

Не стоит пытаться в законе о «лесной амнистии» найти хотя бы намёк на возмещение государством вреда от преступления, совершенного государством, тем более в лице «Небожителей» от Российской Фемиды. Вы его там не найдёте. Вот и весь Вам «закон о восстановлении доверия к гарантированной государством защите права собственности».

Государство решилось исправить ситуацию по безболезненному для себя варианту. Я не буду останавливаться на ситуациях для тех, кому только надо разрешать спор с Комитетами лесного хозяйства, я остановлюсь на ситуациях для тех, кто пострадал от таких судебных актов.

Статьёй 5 указанного закона в Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 52, ст. 5276; 2006, N 52, ст. 5498; 2008, N 20, ст. 2251; 2011, N 13, ст. 1688; N 30, ст. 4594; 2016, N 18, ст. 2495; N 27, ст.

4294) статья 14 изложена в новой редакции. Вот эта статья и представляет особый интерес в деле об амнистии, особенно её часть 3.

Если коротко, то теперь приоритет в споре с «лесными братьями» будут иметь сведения, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, либо указанны в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Исключением из части 3 являются указанные в части 6 земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; 2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;

3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

Причем, независимо от того, установлены на таких земельных участках границы или нет. Но и здесь имеется исключение.

Положения части 3 настоящей статьи применяются в отношении земельных участков, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если в течение трех месяцев со дня выявления сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, в орган регистрации прав не поступило уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, об обращении в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок (часть 8 Закона).

Необходимо обратить внимание на такую особенность. Трехмесячный срок для защиты прав и законных интересов граждан начинает течь не со дня опубликования Закона, а со дня выявления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти сведений о нарушение имущественных прав РФ, что практически на нет сводит право граждан на защиту своей собственности на таких земельных участках.

Указанным законом придана обратная сила.  Согласно части первой и второй статьи 54 Конституции Российской Федерации «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

Таким образом, возникает закономерный вопрос о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу. Не затягивая сути дела и не создавая интриги, скажу, что в ст. 392 ГПК РФ нет такого основания к пересмотру решений судов, вступивших в законную силу.

Как оказалось, не стоит в этом плане ссылаться и на аналогию закона в уголовном праве – статья 10 Уголовного кодекса Российской Федерации.Обратная сила уголовного закона. Законодатель Вам не ГОСДУРА.

Он изобрёл то, что вряд ли может вообще прийти в голову нормальному здравомыслящему человеку и что по существу противоречит не только национальному законодательству в области гражданских правоотношений, но и всей доктрине международного права.

Согласно новым разработкам ГОСДУМЫ, пострадавшим гражданам необходимо подать иск …фактически о пересмотре решения суда, вступившего в законную силу не в процессуальном порядке, а в порядке нового иска по тем же основаниям при участии тех же лиц и по тому же предмету спора.

Да, да, да, именно так и никак иначе, несмотря на законодательный запрет.

Так согласно пункту 2 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: «Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если: имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон». Но когда и что останавливало наших вольнодумцев-законотворцев? Однако, как говорится, имеем то, что имеем, и нам с этим, к сожалению, работать. Ведь пересмотр судебного акта априори означает незаконность предыдущих судебных актов и полную вину государства. А новый иск – попробуй докажи, а если докажешь, то как минимум ошибку государства. Как будто и не было, ни лесной мафии, ни её преступлений.

Пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.

2017 N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» установлено, что:«Судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона,вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона».

При подаче иска необходимо помнить о его дополнении требованиями к Управлениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации по субъектам Российской Федерации  произвести регистрационные действия по прекращению и внесению соответствующих сведений относительно земельных участков.

Такие иски необходимо подавать и тем пострадавшим, у кого по решению судов были снесены объекты недвижимости как самовольные постройки. После чего следует предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностных лиц, с обязательным возмещением морального вреда.

Что касается расследования дел «лесной мафии», то я больше чем уверен, что ни один чиновник, ни один судья при этом не пострадает. Да и вряд ли будет какое-либо расследование. Нам всем гораздо важнее следить за тем, как президент великой державы целых два часа гоняется за щукой, как будто в России совсем нет насущных проблем.

Источник: https://pravorub.ru/articles/78428.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.