Налоговые сборы это

Какие налоги мы платим — урок. Основы финансовой грамотности, 10-11 класс

Налоговые сборы это

Классификация налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы
  • Налог на доходы физических лиц (НДФЛ):— физическим лицам;— индивидуальным предпринимателям;— юридическим лицам.+ Налоговые вычеты.
  • Налог на прибыль организаций.
  • Налог на добавленную стоимость (НДС).
  • Акцизы.
  • Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
  • Водный налог.
Региональные налоги
  • Налог на имущество организаций
  • Налог на игорный бизнес
  • Транспортный налог:— физическим лицам и индивидуальным предпринимателям;— юридическим лицам.
Местные налоги
  • Земельный налог:— физическим лицам и индивидуальным предпринимателям;— юридическим лицам.
  • Торговый сбор.
  • Налог на имущество физических лиц.
  • Налогообложение недвижимости
 по кадастровой стоимости.
Отраслевые налоговые сборы и платежи
  • Сборы за пользование объектами животного мира.
  • Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  • Регулярные платежи за пользование недрами.
Специальные налоговые режимы
  • Упрощённая система налогообложения.
  • Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
  • Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).
  • Патентная система налогообложения.

Как юридические, так и физические лица должны платить налоги, установленные государственными структурами.

Обрати внимание!

Видплатежа и его размер определяется в каждом конкретном случае индивидуально с соблюдением законодательных положений.

Налоги с юридических лиц (предприятий)

Компании обязаны исчислять и уплачивать такие налоги федерального характера:

  • налог на доход физического лица (за своих работников).
  • Налог на добавленную стоимость.
  • Акциз.
  • Налог на прибыль предприятия.
  • Регулярные платежи за пользование недрами.
  • Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
  • Налог на воду.
  • Государственные пошлины.
  • Страховые взносы во внебюджетные фонды.

На региональном уровнепредприятие должно уплачивать:

  • налог на имущественные объекты компании.
  • Налог при ведении игорного бизнеса.
  • Налог на транспорт.

К местным налогам, которые устанавливаются местными структурами правительства, относят налог на землю.

Налоги с индивидуальных предпринимателей (ИП)

Предприниматели (как физические лица) обязаны производить оплату таких налоговых сборов:

  • НДФЛ, если ИП имеет прибыль, получение которой не связано с ведением бизнеса.
  • Налог на транспорт.
  • Налог на прибыль организаций.
  • Налог на имущество.
  • Земельный налог.
  • Платежи по водному налогу.

Кроме того, ИП должен перечислять:

  • НДФЛ за своих работников.
  • Налог при ведении деятельности при использовании упрощённой системы налогообложения. Это единый платёж, которым заменяются несколько налогов — на доход физических лиц, прибыль, имущество.
  • Налог при ЕНВД.
  • Патент.
  • ЕСХН.

Предпринимателю нужно также исчислять:

  • НДС;
  • акцизы;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • сборы за использование биологических ресурсов;
  • налог при ведении бизнеса в игровой сфере.

Граждане должны платить:

  • налог на доход физического лица;
  • на имущество физического лица;
  • на имущественные объекты, которые получены наследниками или приняты в дар;
  • страховые взносы;
  • государственную пошлину.

Государственная пошлина включена в российскую налоговую систему, поэтому её можно считать разновидностью налоговых платежей.

Государственная пошлина — сбор денежных средств, взимаемый специально уполномоченными учреждениями  за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т. д.).

К специально уполномоченным учреждениям относятся, например, суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.

Государственная пошлина РФ взимается:

  • при необходимости обращения в судебные инстанции общей юрисдикции.
  • При обращении с просьбой о рассмотрении дела мировым судьёй.
  • При подаче иска в Конституционный суд.
  • При оформлении любых нотариальных документов.
  • При регистрации актов гражданского состояния.
  • При получении права на гражданство или снятии гражданства.
  • При выезде из страны или въезде в неё.
  • При оформлении документов и регистрации юридического лица.
  • Для вступления в юридическую силу доверенностей, завещаний, договоров.
  • И иное, предусмотренное налоговым законодательством.

Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц.

Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на неё общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. \(17\) Налогового кодекса.

Отличие же госпошлины от налогов состоит в её целевом и возмездном характере.

Обрати внимание!

Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России.

Плательщиками государственной пошлиныпризнаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой \(25.3\) Налогового кодекса.

Порядок и сроки уплатыгосударственной пошлины зависят от вида совершаемых юридически значимых действий и категории плательщика.

Размер государственной пошлины устанавливается:

  • в твёрдой денежной сумме (например, при выдаче паспорта гражданина Российской Федерации —  \(300\) руб.);
  • в процентном отношении (например, за право вывоза культурных ценностей, созданных более \(50\) лет назад, — \(10\) % стоимости вывозимых культурных ценностей);
  • в смешанной форме (например, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до \(20\) тыс. руб. — \(4\) % цены иска, но не менее \(400\) руб.).

Рассрочка или отсрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена на срок, не превышающий \(1\) года.

Источник: https://www.yaklass.ru/p/osnovy-finansovoj-gramotnosti/10-11-klass/bankovskaia-i-nalogovaia-sistemy-127387/kakie-nalogi-my-platim-127392/re-9e1b697f-8e56-4b5f-884f-ba923eb2e900

Понятие налога и сбора — Audit-it.ru

Налоговые сборы это

Статья 8 НК РФ.

В комментируемой статье законодатель указывает общее определение и содержание понятий «налог» и «сбор», используемых в налоговом законодательстве.

Налог – необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации (статья 45 НК РФ), но в случаях отсутствия денежных средств на счетах плательщика (или налогового агента) налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Сбор – это обязательный взнос. В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношении.

Статья 9. Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статьей 9 НК РФ установлены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Следует учесть, что:

– налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность платить налоги и сборы (пункт 1 статьи 19 НК РФ);

– организациями для целей НК РФ являются организации российские и иностранные (статья 11, 19 НК);

– физические лица – это граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранные граждане (пункт 2 статьи 11 НК РФ);

– налоговые агенты – это лица (то есть организации и (или) физические лица), на которые НК РФ возлагает обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджеты налогов и сборов (статья 24 НК РФ).

Участниками отношений являются также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (статьи 30 – 33 НК РФ).

Согласно пункту 1 Положения №506, ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

К участникам отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся таможенные органы. Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459:

«Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями».

Предыдущая редакция НК РФ пунктами 5 и 7 статьи 9 НК РФ относила к участникам налоговых отношений государственные органы исполнительной власти, исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, а также должностных лиц, организаций, в том числе внебюджетных фондов. С 1 января 2007 года пункты 5 и 7 исключены из текста статьи 9 НК РФ.

Статья 10. Порядок производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

В комментируемой статье законодатель предусматривает специальный порядок привлечения к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и указывает на установленный НК РФ порядок производства по делам о налоговых правонарушениях. Сама по себе комментируемая статья порядка привлечения к ответственности и производства по делам о налоговых правонарушениях не устанавливает, а содержит только отсылочное положение на другие статьи НК РФ.

В случае, если нарушение законодательства о налогах и сборах имеет признаки административного правонарушения, то следует руководствоваться нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (пункт 1 статьи 2.1 КоАП РФ) (Приложение №7).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

В случае если налоговое нарушение имеет признаки преступления, то производство по таким делам регламентируется нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Преступлением признается – общественно опасное деяние (бездействие), предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ). Об уголовной ответственности за преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности, смотрите Главу 22 УК РФ.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a54/45120.html

Чем отличается налог от сбора

Налоговые сборы это
Copyright: фотобанк Лори

В нашем экономически развитом мире среди населения страны существует тенденция к изучению информации, которая касается финансовых вопросов.

В частности, полезно все, что относится к вероятным расходам, в том числе сведения о налогах и сборах. Хотя, к примеру, обычный обыватель не всегда понимает, в чем отличие налога от сбора.

Ведь эти понятия несут разную смысловую нагрузку.

В статье 8 части 1 Налогового Кодекса РФ прописаны точные обозначения понятий «налог» и «сбор».

Насчет этих определений на законодательном уровне велись дискуссии, начиная с девятнадцатого века, прежде чем были утверждены настоящие формулировки.

В результате, организации и физические лица в нашей стране платят налоги и сборы, общие и отличительные черты которых можно определить, исходя из характеристик каждого из этих понятий.

Основные признаки налога:

  • Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
  • Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
  • Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
  • Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.

Основные признаки сбора:

  • Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
  • Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.

Теперь, если консолидировать все характеристики этих терминов, можно четко определить, чем отличается налог от сбора.

Налог и сбор: сходства и различия

Разница между налогом и сбором:

  • Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
  • Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
  • В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
  • Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
  • За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность;
  • Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.

Сходства между налогом и сбором:

  • И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
  • И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
  • Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.

Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие.

Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти.

К примеру, за регистрацию права собственности, за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.

С организаций и физических лиц в зависимости от сложившейся ситуации взимаются налог, сбор, пошлина. Сходства и различия данных отчуждений определяются по нормативам налогового права, а применение регулируется Налоговым Кодексом РФ.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/spmag/chem-otlichaetsia-nalog-ot-sbora-5b9d036aaccf9b00aad5d851

Налоги и сборы

Налоговые сборы это

Налоги— это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежавших им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 Налогового кодекса РФ).

Конституцией РФ и Налоговым кодексом РФ закрепляются отдельные принципы налогообложения:

· всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы — ст. 57 Конституции РФ);

· верховенство представительной власти в их установлении (статьи 57, 71, 76, 105, 106 Конституции РФ);

· прямое действие во времени законов, устанавливающих новые налоги или ухудшающих положение налогоплательщиков (ст. 57 Конституции РФ, ст. 5 Налогового кодекса РФ);

· однократность налогообложения — один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида (уровня) два раза за один период налогообложения;

· очередность взимания налогов из одного источника (в целях уменьшения налогового бремени);

· временное ограничение налоговых притязаний;

· определенность налогообложения — в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают и определяют субъект налога, объект и источник налога, единицу налогообложения, налоговую ставку, сроки уплаты налога, бюджет или внебюджетный фонд, в который налог зачисляется;

· приоритет ратифицированных РФ международных норм и правил налогообложения в случае расхождения их с национальным правом (ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 Налогового кодекса РФ).

Сущность и роль налогов проявляются в их функциях:

· фискальной — обеспечение государства финансовыми ресурсами;

· регулирующей — воздействие на общественные отношения в государстве, в первую очередь на производственные процессы. Соотношение этих функций при взимании налогов различается в зависимости от вида налога.

Налоговым кодексом РФ все налоги подразделяются на:

– федеральные;

– налоги субъектов РФ (региональные);

– местные.

Особенностью федеральных налогов является то, что они устанавливаются только федеральными законами и обязательны к взиманию на территории всей страны. К числу федеральных относятся:

– Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)

– Акцизы (глава 22 НК РФ)

– Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)

– Налог на прибыль организаций (глава 24 НК РФ)

– Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (глава 25.1 НК РФ)

– Водный налог (глава 25.2 НК РФ)

– Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

– Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ)

Региональные налоги включают в себя платежи, установленные Налоговым кодексом РФ, взимание которых обязательно на территории всех субъектов РФ. Конкретный порядок взимания этих налогов на территории различных субъектов может отличаться, так как органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы. К таким налогам относятся:

– Транспортный налог (глава 28 НК РФ)

– Налог на игорный бизнес (глава 29 НК РФ)

– Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ)

Местные налоги — это налоги, которые устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Органы представительной власти самостоятельно определяют ставку налога, порядок его уплаты, налоговые льготы. Местным налогом относятся:

– Земельный налог (главе 31 НК РФ)

– Налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц”).

В зависимости от плательщиков налоги можно разделить на налоги:

· с физических лиц;

· с юридических лиц и их филиалов, подразделений, имеющих отдельный баланс и счет;

· смешанного состава, то есть взимаемые и с физических, и с юридических лиц.

В зависимости от того, является ли юридический плательщик одновременно фактическим плательщиком, налоги подразделяют на:

· прямые;

· косвенные – налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу, в отличие от прямых налогов, определяемых доходом налогоплательщика.

┌─────────────────────────────────────────────────────┐

│ Виды налогов и сборов │

└─────────────────────┬───────────────────────────────┘

┌───────────────────────────┼────────────────────────────────┐

│ │ │

┌───────────┴───────────┐ ┌────────────┴────────────┐ ┌────────────────┴──────────────┐

│ По уровню бюджетов │ │ По способу изъятия │ │По субъектам-налогоплательщикам│

└─────────────┬─────────┘ └─────────┬───────────────┘ └──────────────┬────────────────┘

│ │ │

┌───────────┐ │ ┌───────┐ ┌──────┐ │ ┌─────────┐ ┌────────────┐ │ ┌──────────────┐

│Федеральные├─┼─┤Местные│ │Прямые├──┴──┤Косвенные│ │Уплачиваемые│ │ │ Смешанные │

└───────────┘ │ └───────┘ └──────┘ └┬────────┘ │юридическими├─┼─┤ налоги │

│ │ ┌────────┐ │лицами │ │ │ │

┌─────┴──────┐ ├─┤ НДС │ └────────────┘ │ └──────────────┘

│Региональные│ │ └────────┘ │

└────────────┘ │ ┌────────┐ ┌──────┴─────┐

├─┤ Акцизы │ │Уплачиваемые│

│ └────────┘ │физическими │

│ ┌────────┐ │ лицами │

└─┤Таможен-│ └────────────┘

│ные пош-│

│лины │

└────────┘

Источник: https://studopedia.ru/3_25568_nalogi-i-sbori.html

Финансовое право

Налоговые сборы это

Налоги были установлены с самого начала развития государственности, и с тех пор суть этого института не изменилась.

В свое время французский экономист середины XIX в. Ф. Бастиа писал: «В обществе существуют потребности до того общие, до того повсеместные, что члены общества для удовлетворения их прибегают к услугам правительства. Такова, например, потребность в безопасности. Люди соглашаются платить налоги, чтобы таким образом вознаграждать тех, кто оказывает услуги по обеспечению общей безопасности».

В ст. 13 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. сказано, что на содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям. Такой подход отвечает теории общественного договора Ж-Ж. Руссо.

В целом теоретическое обоснование налогов ученые стали давать в процессе формирования буржуазного государства (XVII-XVIII вв.), тогда же началось и системное регулирование налоговых правоотношений, хотя в практике налоги взыскивались с древнейших времен.

Известный английский экономист А. Смит определял налог как бремя, которое налагается государством законодательным путем, как осознанную необходимость, потребность процесса экономического и социального развития. Швейцарский экономист и историк первой половины XIX в. Ж.Б.

Сисмонди считал, что налог — это жертва и в то же время благо, если услуги государства за счет этой жертвы приносят нам пользу. Немецкий экономист К.Т. фон Эеберг (рубеж XIX-XX вв.

) предлагал следующее определение: налоги представляют собою сборы в пользу государства и остальных публичных союзов, которые взимаются для удовлетворения коллективных потребностей в силу публичного авторитета, причем их характер и высота односторонне определяются властью.

Точка зрения известного французского специалиста но финансовому праву (вторая половина XX в.) П.М. Годме, труды которого издавались и в СССР: налог — это изъятие денежных средств, осуществляемое в принудительном порядке государственной властью, имеющее целью покрыть расходы общества и распределить их между гражданами в соответствии с возможностями каждого.

В целом же указанные и другие толкования отражают концепцию налога как обязательной безвозмездной денежной выплаты в целях обеспечения общественных интересов, которая остается главенствующей до сих пор.

Налоги являются самым крупным источником формирования бюджетов всех уровней.

В ранее действовавшем Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г.

под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Говорилось также, что совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

Такое определение было подвергнут достаточно жесткой критике, поскольку в него включались платежи, не имеющие к налогам никакого отношения (например, штрафы), т.е. термин «налог» имел излишне расширительное толкование.

В этой связи сначала на доктринальном, а затем на законодательном уровне были разделены понятия «налог» и «сбор».

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основные признаки понятия «налог»:

  • предназначен для финансового обеспечения реализации государственных функций;
  • конституционная обязанность уплаты;
  • при необходимости уплата обеспечивается мерами государственного принуждения;
  • уплачивается только в виде денег;
  • является безвозвратным и индивидуально безвозмездным;
  • все условия начисления и уплаты законодательно закреплены и открыты для общества.

Говоря об индивидуальной безвозмездности налога, следует понимать, что налог взимается в целях покрытия потребностей общества, которые в значительной мере обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, и в этом контексте не может быть абсолютной безвозмездности налога, поскольку общество в целом получает определенное удовлетворение своих интересов, в том числе налогоплательщик как член общества, но это происходит не на индивидуальном, а на обобщенном уровне.

НК РФ содержит исчерпывающий перечень налогов.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Основные признаки понятия «сбор»:

  • предназначен для возмещения расходов публичного органа на совершение юридически значимых действий;
  • является индивидуально возмездным, то есть его уплата предполагает осуществление публично-правовых действий в пользу плательщика сбора (право на выдачу лицензии, разрешение и т.п.);
  • в меньшей степени ограничивает права собственности плательщика сбора по сравнению с налогом;

НК РФ не содержит исчерпывающего перечня сборов.

Число сборов обычно меньше, чем число налогов. В настоящее время НК РФ к сборам относит государственную пошлину и сбор за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Вместе с тем само по себе различное определение понятий «налог» и «сбор» не меняет их общей сущностной характеристики — налоги и сборы, по сути, являются финансово-правовыми обязательствами (обязанностями), которые устанавливает в одностороннем порядке государство и обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения.

Поэтому пока законодатель решил в одном законе (НК РФ) объединить регулирование налогов и сборов, учитывая, вероятно, что общих признаков у них больше, и эти признаки наиболее важные, и отвечают, по сути, предназначению налога как экономико-правового явления (индивидуальная обязательная выплата во имя общественных интересов).

Несмотря на то, что налог и сбор не тождественные категории, сбор также является системообразующей категорией действующего в России налогового права.

Федеральный законодатель определил различный подход к установлению этих обязательных платежей в бюджет: так, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая налоговую ставку (п. 1 ст. 17 НК РФ), а при установлении сборов плательщики сборов и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики (ст. 19 НК РФ) и все элементы структуры налога.

Структура налога законодательно строго определена, и в нее включены следующие элементы:

  1. налогоплательщик;
  2. объект налогообложения (ст. 38 НК РФ);
  3. налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  4. налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  5. налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  6. порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  7. порядок и сроки уплаты налога (ст. 57, 58 НК РФ).

Налогоплательщик — организация, физическое лицо.

Объект налогообложения — это обстоятельства, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которых законодатель связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход и др.) (ч. 1 ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иные характеристики объекта налогообложения (ч. 1 ст. 53 НК РФ).

Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (ч. 1 ст. 53 НК РФ).

Порядок исчисления налога — процедурные правила, на основании которых определяется размер налоговых платежей. В общем случае налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ч. 1, 2 ст. 52 НК РФ).

Порядок уплаты налога — процедурные правила, определяющие действия налогоплательщика по перечислению налоговых платежей на счет уполномоченного органа государства.

Сроки уплаты налога — период времени, определенный для перечисления налоговых платежей. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу.

Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Получателем налоговых поступлений являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования в лице уполномоченных органов.

Без перечисленных структурных элементов налог в том понимании, в котором он определяется законодателем, не образует каких-либо правовых последствий. Отсутствие в законе о налоге хотя бы одного из перечисленных элементов говорит о том, что налог не установлен и, следовательно, не может взиматься.

Понятие каждого из элементов налога универсально и используется в налоговых процессах всеми странами мира и характеризует элементы налогов как надстроечные инструменты, составляющие налоговый механизм.

Что касается структуры сбора, то общая юридическая конструкция сбора законодателем не определена.

По мнению многих правоведов-финансистов, юридическая конструкция элементов обложения сбора должна включать все элементы, перечисленные в ч. 1 ст. 17 НК РФ, за исключением налогового периода, поскольку сбор носит разовый характер уплаты, тогда как налог требует систематической уплаты в установленные законом налоговые периоды.

Современное налоговое законодательство (ст. 3 НК РФ) указывает на то, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, имеющие установленные НК РФ признаки налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

Как видно, позиция государства — жесткая, и оно никому не поручает сбор налогов. Так было всегда во всех государствах.

Важность налогообложения закрепляется в ст. 57 Конституции РФ, согласно которой каждый обязан оплатить законно установленные налоги и сборы; эта конституционная обязанность ставится на первое место среди других конституционных обязанностей.

Необходимость налогов предопределяется теми функциями, которые выполняет этот институт (под функциями налога следует понимать основные направления действия налога, определяемые государством и возможностями экономики).

Основные функции налогов следующие:

  1. фискальная функция, в результате реализации которой формируются доходы бюджетов и внебюджетных фондов, образуются бюджетные средства для обеспечения деятельности органов государственной власти;
  2. социальная (распределительная) функция, состоящая в различном налогообложении разных сумм доходов, посредством чего происходит перераспределение доходов среди населения;
  3. регулирующая функция, которая в наибольшей степени проявляется в сфере экономических отношений;
  4. контрольная функция, которая реализуется через налоговый контроль.

В литературе выделяют также другие функции налогов: распределительную, стимулирующую, накопительную и др.

Исчисление налогов представляет значительные сложности в правоприменительной практике. Достаточно сказать, что Конституционный суд РФ по состоянию на 1 января 2013 г. 289 раз обращался к этой проблематике.

Такому положению способствует и крайняя нестабильность налогового законодательства. Так, в принятую в 2000 г. Часть вторую НК РФ было внесено уже более 270 (!) изменений и дополнений (по состоянию на 1 января 2013 г.

), в том числе изменялись виды и количество налогов и сборов, особенности исчисления налоговой базы и т.д.

, что негативно отражается на инвестиционном климате нашей страны, некоторым образом тормозит развитие предпринимательской деятельности.

Источник: https://isfic.info/finare/vokrat19.htm

Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Налоговые сборы это

Перечень налогов и сборов, уплачиваемых в России, установлен статьями 13 – 15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровней бюджета — федеральные, региональные и местные.

Кроме того, в состав налоговой системы России включаются страховые взносы.

Некоторые категории налогоплательщиков могут применять специальные налоговые режимы.

Помимо налогов и сборов в России применяются и иные обязательные, так называемые, неналоговые платежи (например, платон, плата за грязь и т.п.).

Джаарбеков Станислав, налоговый консультант, юрист. Сайт: Taxd.ru

НК РФ устанавливает перечень налогов. Этот перечень может быть расширен только изменениями в Налоговый кодекс. Так было не всегда.

До введения Налогового кодекса (с 1 января 1999 года) нередко на местах вводили налоги по своему усмотрению.

Так, были налог на ветхое жилье (налог на ремонт ветхого жилья), сбор на содержание милиции, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на строительство моста через реку и т.д.

В настоящее время, НК РФ установил закрытый перечень налогов и власти не имеют право вводить новые налоги (точнее ввести новый налог власти могут, но только если такие изменения войдут в НК РФ, что является долгой и непростой процедурой). Так, п. 6 ст. 12 НК РФ прямо предусматривает — не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Общие черты налоговой системы России определены статьей 12 НК РФ.

Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровня бюджетов — федеральные, региональные и местные.

Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Оглавление

1. Федеральные налоги и сборы

2. Региональные налоги

3. Местные налоги

4. Страховые взносы

5. Специальные налоговые режимы

6. Неналоговые платежи

7. Отмененные налоги

8. Глава 2. «Система налогов с сборов в Российской Федерации» НК РФ

1. Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен статьей 13 НК РФ:

1) Налог на добавленную стоимость (НДС);

2) Акцизы;

3) Налог на доходы физических лиц;

5) Налог на прибыль организаций;

6) Налог на добычу полезных ископаемых;

8) Водный налог;

9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) Государственная пошлина;

11) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

2. Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации[ 1 ].

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

1) Налог на имущество организаций;

2) Налог на игорный бизнес;

3) Транспортный налог.

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Региональными законами могут определяться некоторые элементы налога (например, налоговые ставки), а также вводиться налоговые льготы для некоторых категорий налогоплательщиков.

Пример

Налоговые ставки и налоговые льготы по транспортному налогу для налогоплательщиков города Москвы установлены Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 “О транспортном налоге”.

3. Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

1) Земельный налог;

2) Налог на имущество физических лиц.

3) Торговый сбор

Источник: https://taxslov.ru/n341.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.