Налоговый кодекс местные налоги и сборы

Местные налоги и сборы по положениям ст. 15 НК РФ

Налоговый кодекс местные налоги и сборы
Jerzy Górecki / Pixabay

Исчерпывающий перечень местных налогов и сборов содержится в ст. 15 НК РФ. К таковым относятся два вида налогов — земельный и на имущество физических лиц, а так же торговый сбор.

Понимают же под местными только налоги муниципального уровня. Такие налоги вводятся на территории муниципальных образований на основании НК РФ или в силу принятия местных локальных нормативных актов соответствующего характера. Наиболее актуальные признаки местных налогов содержатся во второй части НК РФ.

Перечень мог бы быть более широким, но некоторые предлагаемые виды налогов и сборов так и не были внедрены. К ним относятся налог на рекламу, местные лицензионные сборы. При этом налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, был отменён.

Федеральные, региональные, местные налоги как источник формирования бюджетов различных уровней

Исторически в России сложилась система формирования федерального, регионального и местных бюджетов по централизованному принципу. Большая часть того, что собирают в регионах в виде налогов и сборов, штрафов и прочих способов получения денег со всех участников гражданского правового оборота, всех юридических и физических лиц, уходит в федеральный бюджет.

Один раз в год происходит его распределение по различным сегментам затрат, начиная от обороны и заканчиваю государственной поддержкой предприятий, принадлежащих лояльным власти олигархам. В этот период часть средств возвращается в регионы в виде дотаций, кредитов, трансфертов и субвенций.

Другими словами, все субъекты федерации отправляют деньги в общий котёл, а уже оттуда что-то возвращается назад в регионы. Для собственных нужд им разрешено использовать только налоги с:

  • приобретения объектов недвижимости;
  • имущества юридических лиц и ИП;
  • транспортных средств;
  • прибыли от эксплуатации дорог;
  • игорного бизнеса.

Так же в региональный бюджет идут лицензионные ежемесячные сборы.

Это не единственный источник формирования местных и региональных бюджетов. Кроме налогов и сборов в него идут все доходы от эксплуатации имущества, принадлежащего органам власти субъектов РФ или муниципалитетов, полученных в качестве оплаты услуг, оказываемых государственными учреждениями бюджетного финансирования.

Единого ответа на вопрос о том выгоден ли такой подход для граждан и предпринимателей на местах нет.

С одной стороны, если позволить регионам оставлять у себя большую часть своих доходов, то сразу же возникает очень высокий риск того, что их разворуют.

С другой стороны все мы прекрасно понимаем, что иногда проведёт федеральный центр какую-нибудь очередную олимпиаду, а окажется, что это был вовсе не «праздник спорта», а источник дохода крайне узкого спектра лиц.

Нас начинает несколько удивлять, что первое лицо в государстве говорит нам, что деньги у страны есть, но пенсии всем поколениям рождённых после 1968 года сдвинут подальше за средний срок жизни представителей этих поколений.

Удивляет нас даже не то, что это фактическое лишение людей пенсии, а просьба отнестись к этому с пониманием. Зачем? Вот начнём мы относиться с пониманием, то ненароком и поймём, что 99% доходов оседают в карманах 1% населения, а нас лишь просят отнестись к этому с пониманием.

Если же в минуту очередной пандемии мы попросим помощи, то услышим о том, что это мародёрство.

В силу этих причин у нас складывается мнение о том, что существующую система формирования и последующего распределения казны не совсем идеальна.

Статьи расходов

На что же тратятся эти деньги? У местных бюджетов не менее 18 основных статей расходов. Они связаны с потребностями в экономическом и социальном развитии городов и посёлков.

Основным нормативным актом в этой области является Бюджетный кодекс РФ, который содержит положения о том, что местный бюджет направляется на финансирование органов местного самоуправления, обеспечение муниципальной собственности, содержание организаций культуры, спорта и образования, муниципальных органов охраны общественного порядка, содержание и развитие муниципального ЖКХ и многие другие цели.

Разумеется, названные налоги и сборы не могут дать средств на всё то, что нужно для обеспечения качественной жизни граждан и поддержку инфраструктуры, находящейся в ведении муниципалитета, на должном уровне.

Поэтому включаются в действие механизмы дотаций.

На уровне финансового планирования довольно актуальным является консолидированный бюджет.

Этот инструмент подразумевает, что региональный и местный бюджеты объединяются в единую систему экономического плана определённого субъекта РФ.

Если же объединить и бюджеты всех субъектов страны, то получается консолидированный бюджет федерации. Это некий условный механизм, который не проходит рассмотрение и утверждение представительскими органами. К нему можно относиться в качестве статистического показателя бюджетного свода, состоящего из ожидаемых статей доходов и расходов.

Долг по налогу за обладание транспортным средством взыскивается с наследников

Несмотря на то, что суммы налогов могут быть незначительными, разрешение спорных ситуаций, связанных с их уплатой, находится в ведении судов общей юрисдикции в рамках гражданского производства. При этом они должны руководствоваться общими правилами материального права.

Об этом свидетельствует определение СК по гражданским делам ВС РФ №75-КГ16-15 от 29 ноября 2016 г.

Инспекции ФНС обратилась с иском к наследнику лица, которое умерло, но не заплатило налог на обладание транспортным средством.

Налоговый орган намеревался получить его с наследника умершего обладателя автомобиля. Однако суд отказал инспекции в принятии искового заявления на основании п. 1 ч. 1 ст.134 ГПК РФ.

Суд начальной инстанции сделал вывод о том, что дело должно рассматриваться в порядке не гражданского, а административного производства. В этом его поддержал суд апелляционной инстанции.

Судьи ВС РФ нашли, что судебные постановления приняты с существенным нарушением норм процессуального права. В таком случае лицо, согласно положениям ст.

357 НК РФ, является налогоплательщиком транспортного налога.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах, а ст. 1112 ГК РФ предусматривает, что в состав наследства входят имущественные права и обязанности.

Данный спор возник из гражданских правоотношений, поэтому налоговая инспекция правильно решила, что он подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства. В результате таких выводов дело было возвращено в суд начальной инстанции, а все предыдущие решения были отменены.

Однако суд шёл вокруг суммы в 1800 рублей налога в местный бюджет, которые без сомнения нельзя списать и нужно взыскивать с наследников. Конечно, если они вступили в наследственные права и получили хоть какое-то имущество любым образом, а его стоимость выше 1800 рублей. Выяснение этого и стало обязанностью суда.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/rulaws/mestnye-nalogi-i-sbory-po-polojeniiam-st-15-nk-rf-5f772bc371c44f0829a84425

Статья 15. Местные налоги и сборы

Налоговый кодекс местные налоги и сборы

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор.

Комментарий к Ст. 15 НК РФ

Местными налогами (а с 1 января 2015 г. — и сборами) признаются налоги (и сборы), которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 4 и п. 7 ст. 12 НК РФ.

Отметим, что с 1 января 2015 г. изменяется название ст. 15 НК РФ. С 1 января 2015 г. она именуется «Местные налоги и сборы».

К местным налогам (и сборам) относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) торговый сбор, введенный гл. 33 НК РФ с 1 января 2015 г.

Земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе земельный налог, налог на имущество физических лиц, а также торговый сбор устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым кодексом РФ.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения (абз. 6 п. 4 ст. 12 НК РФ).

Отметим, что до 31 декабря 2014 г. (включительно) применялся Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 2003-1).

Однако в связи с принятием Федерального закона от 4 октября 2014 г. N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую НК Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» (далее — Закон N 284-ФЗ) с 1 января 2015 г. Закон N 2003-1 утратит силу.

Вместо него будет применяться новая гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ.

При этом статус этого налога не изменится — он по-прежнему относится к местным налогам. Изменится только порядок его установления — налог на имущество физических лиц с 1 января 2015 г. будет установлен прежде всего Налоговым кодексом РФ.

Кроме него он должен устанавливаться нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе налог должен устанавливаться Налоговым кодексом РФ, законами указанных субъектов Российской Федерации, вводиться в действие и прекращать действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и будет обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должны определить налоговые ставки в пределах, установленных гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, и особенности определения налоговой базы.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, не предусмотренные гл. 32 «Налог на имущество физических лиц» НК РФ, основания и порядок их применения налогоплательщиками (ст. 399 НК РФ).

Источник: http://stNKRF.ru/15

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.