Оплата управляющей компанией коммунальных услуг

Содержание

Структура сферы коммунальных услуг в Подмосковье: кто рассчитывает и контролирует поставку ЖКУ

Оплата управляющей компанией коммунальных услуг

Нередко у жителей Подмосковья возникают вопросы по оплате или недополучению коммунальных услуг, и они не знают, в какую именно организацию следует обратиться. В МосОблЕИРЦ ответят на вопросы, связанные с расчетом оплаты за ЖКУ.

По остальным вопросам следует обращаться в управляющие компании или к поставщикам ресурсов. О том, как разделяются полномочия управляющих компаний, расчетного центра и других субъектов сферы ЖКХ, читайте в материале портала mosreg.ru.

Как взаимодействуют УК, РСО и расчетный центр

Источник: ©, пресс-служба заместителя председателя правительства Московской области Дмитрия Пестова

Каждый месяц жители Подмосковья получают от МосОблЕИРЦ единый платежный документ. В нем указаны начисления и задолженности/переплаты по всем видам жилищных и коммунальных услуг. Однако не все потребители понимают, как распределяются функции в сфере ЖКХ между управляющими и ресурсоснабжающими компаниями и МосОблЕИРЦ.

Поставляют воду, газ и тепло в дома непосредственно ресурсоснабжающие организации (РСО), которые контролируют качество соответствующих ресурсов. РСО вправе заключать с жителями прямые договоры.

УК занимаются содержанием и текущим ремонтом жилых домов. Если заключен соответствующий договор, за оказание коммунальных услуг в многоквартирном доме отвечают также управляющие компании (УК) или организованное в нем ТСЖ. В этом случае со всеми вопросами по оплате или своевременному предоставлению ЖКУ нужно обращаться в УК или правление ТСЖ.

С вопросами по обслуживанию и ремонту газового оборудования следует обращаться непосредственно в специализированную организацию, осуществляющую техобслуживание и ремонт ВКГО. Эти услуги предоставляется, как правило, на основании договора между управляющей компанией и специализированной организацией.

УК и РСО могут организовывать работу по расчету услуг потребителям самостоятельно, а могут поручить это платежному агенту. 

Таким агентом является МосОблЕИРЦ, который берет на себя обязательства по ведению баз данных лицевых счетов плательщиков, производит расчет, печать и доставку платежных документов.

Кроме того, расчетный центр работает с дебиторской задолженностью и следит за своевременным поступлением средств на счета поставщиков ресурсов и услуг.

МосОблЕИРЦ каждый месяц предоставляет в управляющие компании до 17 отчетов –  о начислениях и оплатах по лицевым счетам, о начислениях по поставщикам услуг, о плательщиках, не передавших показания индивидуальных приборов учета, о взыскании дебиторской задолженности и т.д.

Если выяснится, что услуги потребителю были оказаны неполностью, то УК направит уведомление в МосОблЕИРЦ, который произведет перерасчет.  За разъяснениями по начислениям жители могут обращаться непосредственно к специалистам расчетного центра.

Пять самых важных проектов Подмосковья в сфере ЖКХ>>

Из чего формируются начисления

Источник: Фотобанк Московской области, Алла Федина

Тарифы на холодное, горячее водоснабжение и водоотведение устанавливает Комитет по ценам и тарифам Московской области.

Нормы потребления устанавливаются распорядительным документом органов местного самоуправления и Министерством ЖКХ Московской области.  

Единый расчетный центр как платежный агент, производит расчеты на основании утвержденных тарифов и нормативов, а также данных управляющих компаний об объеме потребленных услуг, количестве проживающих, площади занимаемых помещений и т.д.

Как сообщается на сайте МосОблЕИРЦ, нормативы предоставления коммунальных услуг зависят от степени благоустройства и износа многоквартирных домов, их этажности, оснащенности санитарно-техническим оборудованием.

Чтобы узнать, какие тарифы действуют на содержание и ремонт жилого помещения в определенном муниципалитете, можно обратиться в управляющую компанию или ТСЖ или проверить информацию на официальном сайте местной администрации.  

Как действовать жителю Подмосковья, если его квартиру затопило>>

Кто контролирует поставщиков услуг ЖКХ

Источник: Главное управление «Государственная жилищная инспекция Московской области»

Непосредственный контроль за деятельностью ТСЖ и управляющих компаний осуществляет Государственная жилищная инспекция.

Она следит, как используется общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях, как поддерживается техническое состояние домов и выполняются работы по их содержанию и ремонту, как идет подготовка к началу зимнего и летнего сезона и др.

Также инспекция принимает жалобы от населения. Если изначально на жалобы потребителя услуг не отреагировали в ТСЖ или УК, ему необходимо обращаться в жилищную инспекцию.

Кроме того, за разъяснениями вопросов о законности действий управляющих компаний помимо Госжилинспекции можно обращаться в местную администрацию, которая ведет реестр УК, или ресурсоснабжающую организацию, с которой у УК заключен договор.

Как в Подмосковье оплатить услуги ЖКХ онлайн>>

Источник: https://mosreg.ru/services/nedvizhimost-zemlya-zhkh/zhkh/struktura-sfery-kommunalnykh-uslug-v-podmoskove-kto-rasschityvaet-i-kontroliruet-postavku-zhku

Управляющие компании и коммунальные платежи

Оплата управляющей компанией коммунальных услуг

В сфере жилищно-коммунального хозяйства трудится масса разных организаций, от которых зависит жизнеобеспечение наших домов. Они должны поставлять газ, электричество, воду, следить за техническим состоянием зданий, содержать в порядке лестницы, коридоры и подвалы, убираться во дворе.

Данная статья является справочно-информационным материалом, вся информация в ней представлена в ознакомительных целях и носит исключительно информационный характер.

VIII раздел Жилищного Кодекса РФ посвящен этой теме, он так и называется «Управление многоквартирными домами» (ст. 161-165).

Закон определил три способа управления: 1) непосредственное управление собственниками, если в доме меньше 30 квартир; 2) с помощью товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищного или другого потребительского кооператива; 3) с помощью управляющей организации (в обиходе мы называем ее «управляющая компания ЖКХ»).

Каждый способ имеет минусы и плюсы. При непосредственном управлении меньше расходов, но много хлопот. ТСЖ всё делает хорошо, что называется, «для себя», но услуги у него могут оказаться дорогими. У управляющей организации более низкие расценки, но качество может хромать.

Комфорт в доме зависит и от его возраста: чем моложе, тем легче управлять, – не нужно отвлекаться на ремонт устаревшего оборудования. И новая квартира в эксплуатации экономичнее старой, так как в новостройках сразу устанавливают счетчики воды и газа, и можно регулировать потребление.

От растраты ресурсов уберегут и энергосберегающие технологии строительства. Надо также понимать, что жилищно-коммунальные услуги в квартире обойдутся дешевле, чем в апартаментах, так как апартаменты не являются жильем и расценки там выше.

Ниже мы представляем достойные внимания новые жилые комплексы, где можно подобрать подходящий вариант.

Москва, Москва, Южный округ, район Даниловский, м.ЗИЛ, м.Технопарк, Наб. Марка Шагала

Масштабный комплекс бизнес-класса Группы «Эталон» в Даниловском районе на Набережной Марка Шагала – «Жилой квартал «Шагал» (Shagal).

Его называют самым крупным градостроительным проектом Европы – площадь около 1,2 млн. кв. метров, жить здесь будет примерно 60 тысяч человек.

Новый квартал расположится в пяти минутах пешей прогулки от набережной Марка Шагала, жители также получат четыре километра парковой зоны и водный парк.

Концепцию квартала разработало архитектурное бюро Buromoscow. Квартал покроется сетью прогулочных маршрутов, жители за 15 минут смогут дойти до любого объекта инфраструктуры. особенность «Шагала» – разнообразие застройки и форматов жилья – от таунхаусов до небоскребов. Башни с видовыми квартирами расположатся у воды, малоэтажные урбан-виллы – у парка.

От станции МЦК ЗИЛ – пять минут пешком, от станции метро Технопарк – восемь минут ходьбы. Для автомобилистов – прямой выезд на Третье транспортное кольцо (ТТК). Подробнее о проекте Жилой квартал Шагал.

Москва, Москва, Западный округ, район Филевский парк, м.Фили

В соседнем районе Филевский парк, на Багратионовском проезде компания MR Group строит жилой квартал бизнес-класса «Фили Сити»: монолитные высотки (6-22-31-36-41-42 этажа) с подземным паркингом.

Первые этажи отдадут школе, детскому центру, супермаркетам, кафе, пекарням.

Стильный проект разрабатывали в архбюро SPEECH и ADM, основная идея – сочетание урбанистического начала (небоскребы) и природы (зелень на территории, парк Фили и Москва-река рядом).

В продаже квартиры – от студий до пятикомнатных (39 – 135 кв.м), с панорамными видами. Средняя стоимость метра – 377 727 руб. На территории, свободной от машин, появятся детские городки, беговые и велодорожки, скейт-парк, площадки для баскетбола, мини-футбола, воркаута, батутов, фонтан, бульвары.

Недалеко ТРЦ «Филион», «Горбушкин двор», стадион «Метеор». От станций метро Фили, Багратионовская, Парк Победы можно дойти пешком. Рядом ж/д станция Фили Белорусского направления. Основные автотрассы – Третье транспортное кольцо, Кутузовский проспект, Звенигородское, Рублевское шоссе. Подробнее о ЖК «Фили Сити».

Москва, Москва, Юго-Восточный округ, район Южнопортовый, м.Угрешская, м.Волгоградский проспект

«Метрополия» – жилой комплекс бизнес-класса, который компания Mr Group строит поблизости – на пересечении Волгоградского проспекта и ТТК, в Южнопортовом районе.

Это семь монолитных 30-этажных башен с двухуровневым подземным паркингом, дошкольным учреждением, магазинами, бытовыми службами и кафе на первом этаже. Фасады отделываются клинкерным кирпичом, запроектированы комфортные лобби.

Каждый корпус назван именем крупной столицы – Берлин, Рим, Париж, Токио, Нью-Йорк, Москва, Лондон, проект выполнен в урбанистическом стиле.

В продаже студии, 1-2-3-4-комнатные квартиры со свободными планировками от 24 до 87 кв. м. Средняя стоимость метра – 270 966руб. На территории ЖК появятся игровые и детские площадки для разных возрастов, места для прогулок и отдыха.

Недалеко – торговый центр «Дубровка», гипермаркет Metro Cash&Carry, каток «Морозово», цирк «Аквамарин». От станций МЦК Угрешская и метро Волгоградский проспект до «Метрополии» можно дойти пешком за 5 минут. Для автомобилистов – выезды на ТТК и Волгоградку. Подробнее о ЖК «Метрополия».

Новая Москва, Новая Москва, Новомосковский округ, п. Коммунарка, 4 км от МКАД

Жилой комплекс бизнес-класса «Скандинавия» – это проект комплексной застройки от ГК «А101», расположенный довольно близко – в Коммунарке (Новая Москва). В 6,5 км. от МКАД строится девятнадцать 9-16-этажных монолитных корпусов с подземными и наземными паркингами, а также школа, три детских сада, поликлиника, SPA-центр. У жителей «Скандинавии» будет столичная «прописка».

Фасады зданий с цветными вставками отделываются керамогранитом, клинкерной плиткой, кирпичом. Купить в «Скандинавии» можно студии и 1-2-3-4-комнатные квартиры от 20 до 107 кв. метров.

Окна большие, потолки – 2,9 м, лоджии остеклены. Предлагается дизайнерская отделка. Цена в среднем – 212 551 руб. за кв. м. На территории появится парк, зоны отдыха у воды, велосипедные дорожки.

Есть «свой» вход в Бутовский лес.

Добираться «своим ходом» до «Скандинавии» следует от станции метро Теплый стан автобусом №895. От станции метро Коммунарка Сокольнической линии – автобусом №882. На автомобиле – по Калужскому шоссе, улице Александры Монаховой. Подробнее о проекте Район «Скандинавия».

Новая Москва, Новая Москва, Новомосковский округ, п. Коммунарка, пос. Сосенское, 4 км от МКАД

Жилой комплекс «Белые ночи» – это часть масштабного жилого района на территории Новой Москвы между Коммунаркой и Бутовым в 6 км. от МКАД. Строит его компания «А101». В продаже 1-2-3-комнатные квартиры площадью 34-86 кв. м. в шести монолитных 12-15-этажных корпусах – первой очереди строительства. Средняя стоимость квадратного метра – 213 496 руб.

Девелопер собирается на территории района организовать беговые и велодорожки, прогулочные зоны, скейт-парк, стадион, спортивные площадки. Зимой будет работать каток, летом – открытый кинотеатр. Откроются торговый пассаж с паркингом и торгово-развлекательный мост Дворы будут закрытыми.

Жители «Белых ночей» смогут пользоваться инфраструктурой района Бутово: детскими садами, школами, поликлиниками, магазинами, аптеками и т. п. За 20 минут можно доехать на машине до МЕГИ «Теплый стан».

Рядом – Бутовский лесопарк и Черневские пруды. До станции метро Улица Горчакова можно дойти пешком. Трассы для автомобилистов – МКАД, Варшавское, Киевское, Калужское шоссе.

Подробнее о проекте Район «Белые ночи».

Новая Москва, Новая Москва, Новомосковский округ, 7.6 км от МКАД

По соседству – в Новой Москве, в Сосенском, недалеко от деревни Прокшино девелопер ГК «А101» создает кластер для жизни, работы и отдыха «Прокшино».

Жилая часть – это 15 домов 12-18 этажей плюс образовательный центр со школой и детским садом и еще двумя детскими садами.

Проектом предусмотрены торговый центр, бизнес-квартал, горнолыжный склон, фестивально-парковая зона и аквапарк.

В продаже квартиры – от студий (21,4) до трехкомнатных – классических и евро (до 70,8 кв. м). Квартиры в корпусах 1.3, 2.2, 2.4 и 2.6 продаются с чистовой отделкой двух видов, а в корпусе 1.1 – с отделкой white box. Можно купить стандартные и парные машиноместа, кладовки от 1,7 до 7,8 кв. м. Цены – 228 277 руб. за метр в среднем.

На территории появятся зеленые зоны, променад и эко-тропы, на набережной реки Сосенки и Хованского пруда организуют прогулочную зону с пешеходными и велодорожками, местами для отдыха, арт-объектами, детскими и спортплощадками, рядом лесопарк. Станция метро Прокшино – в 500 метрах, рядом – строящаяся трасса Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе, соединяющая Калужское и Киевское шоссе. Подробнее о ЖК «Прокшино».

По сути, управляющая организация – посредник между жителями и структурами, которые их обслуживают, она собирает платежи за разные виды услуг. Однако в этой схеме происходят изменения: жители получают право перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающими организациями и расплачиваться непосредственно с ними. Это позволяет управляющим организациям сосредоточиться на обслуживании дома.

С управляющей организацией жители заключают договор по управлению многоквартирным домом (ст. 162 ЖК РФ). В нём прописываются права и обязанности сторон, перечисляются услуги управляющей компании, к нему прилагается перечень работ, определяется сумма, которую будут платить жители. Собственники вправе требовать отчета о том, куда пошли их деньги, они могут выбрать другую управляющую компанию.

По статистике люди аккуратно платят за коммунальные услуги. А для должников предусмотрены «санкции», которые подробно описывают правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Если платежи не поступают на счета ресурсоснабжающей компании в течение двух месяцев, то должнику направляется уведомление о том, что через 20 дней услугу ему приостановят, а потом и полностью прекратят подачу. Восстанавливается обслуживание через два дня, после того, как пользователь заплатит долги.

При любых обстоятельствах у нас запрещено отключать холодную воду и тепло.

Управление домом – непростая наука. Но собственникам квартир все-таки стоит ее осваивать, потому что от их грамотности зависит, насколько хорошо они будут жить в своем доме.

Читайте на нашем портале о сделках с квартирами и домами, о разных сегментах рынка, типах жилья и законах, регулирующих отношения в сфере недвижимостью.

Источник: https://www.metrinfo.ru/zakon/kommunal/

Об обязанности управляющей организации обеспечить оплату жилищно-коммунальных услуг наличными и без комиссии

Оплата управляющей компанией коммунальных услуг

Оплата гражданами ЖКУ без комиссии – тема дискуссий с тех пор, как в Госдуму РФ внесён соответствующий законопроект. Пока депутаты рассматривают документ, потребители отстаивают свои права на оплату счетов без комиссии наличными. Рассказываем о судебном деле, в котором УО доказывала, что предоставила жителям МКД такую возможность.

Отсутствие возможности оплатить ЖКУ наличными без комиссии – нарушение прав потребителя

Роспотребнадзор по жалобе жителя одного из домов в Ростове-на-Дону провёл внеплановую проверку деятельности управляющей домом организации.

По итогам ведомство выдало компании представление об устранении нарушений: УО не обеспечила потребителям возможность оплаты коммунальных услуг наличными без необходимости оплаты комиссии.

Компания была привлечена к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ – нарушение прав потребителя, штраф составил 30 тыс. руб..

Управляющая организация не согласилась с этим и подала иск в суд, требуя признать незаконным постановление о назначении административного наказания и представления об устранении нарушений.

Компания ссылалась на то, что у потребителя есть возможность оплатить ЖКУ без комиссии через интернет, в личном кабинете.

К тому же автор жалобы отозвала её в момент, когда Роспотребнадзор проводил проверку, поэтому оснований для контрольных мероприятий у ведомства не было.Как запрет на комиссии при оплате ЖКУ отразится на работе УО и РСО

Роспотребнадзор привлекает компании к ответственности за отсутствие возможности внести плату наличными без комиссии

Суд первой инстанции, принимая решение, сослался на нормы «Закона о правах потребителей» от 07.02.1992 № 2300-I. В соответствии с ч. 1 ст. 16.

1 № № 2300-I, продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров/работ/услуг путём использования национальных платёжных инструментов, а также наличных расчётов по выбору потребителя. Согласно ч. 5 ст. 16.

1 № 2300-I, продавец также несёт ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований ч. 1 ст. 16.1 № 2300-I.

Ссылку УО на то, что оплату без комиссии потребители услуг могут провести через сайт компании, суд отклонил, поскольку такой сервис не позволяет жителям дома платить наличными, на что пожаловался потребитель и из-за чего компания и была привлечена к административной ответственности.

Истец имел возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых компания была наказана, но он не предпринял все зависящие от него меры по их соблюдению с той степень. заботливости и осмотрительности, в которой это необходимо согласно НПА. При этом отзыв жалобы потребителя не указывает на отсутствие вины УО.

Судья признал законными действия Роспотребнадзора. Он не нашёл никаких смягчающих вину компании обстоятельств, поэтому штраф в 30 тыс. руб. был оставлен в силе.Как проводится процедура лишения лицензии управляющей организации

Уо должна обеспечить жителям мкд возможность оплатить счета за жку без комиссии

Спор переместился в суд апелляционной инстанции, где истцы указали на то, что потребители могут оплачивать ЖКУ наличными денежными средствами в отделениях ПАО «Сбербанк России» и с использованием ГИС ЖКХ, внося наличные через Почта банк в кошелёк «Виртуальный мир».

При этом банки и иные кредитные организации, через которые потребитель платит за ЖКУ, вправе устанавливать комиссии при совершении операций. Сама УО никакие комиссии при расчётах за коммунальные услуги не устанавливает и не взимает.

Апелляционный суд рассмотрел эти доводы УО, в том числе проанализировал договор компании с ПАО «Сбербанк России» и указал на то, что по его условиям при оплате услуг ЖКУ, кроме канала «Автоплатёж», с потребителя взимается плата за услуги в соответствии со сборником тарифов. Также управляющая организация не доказала, что при использовании сервиса «Виртуальный мир» для оплаты счетов через ГИС ЖКХ с потребителя комиссия не взимается.

Приведённый компанией способ оплаты предполагает обязанность потребителей оплачивать комиссию при внесении наличных платежей. При этом неважно, кому уплачивается комиссия. В любом случае это не свидетельствует о выполнении УО обязанности по обеспечению возможности наличной оплаты услуг. Такая возможность не должна быть обусловлена необходимостью дополнительных затрат.

Доводы компании о том, что установка кассы для приёма платежей станет источником дополнительных затрат для УО, не включённых в размер платы за жилое помещение, суд также не принял.

Роспотребнадзор не обязывал компанию устранить нарушения именно таким способом: УО может, например, вынести на ОСС предложение о включении комиссий в размер платы по договору управления.

Жалоба компании была отклонена.

Суд кассационной инстанции не нашёл нарушений в выводах коллег. ВС РФ рассматривать дело № А53-23624/2019 не стал.Антикризисные меры для УО: рекомендации от предпринимателя и юриста

На заметку

Управляющие организации, взимая плату за ЖКУ, должны помнить не только о требованиях жилищного законодательства, но и о правах потребителей таких услуг. Согласно ст. ст. 1, 16, 16.

1, 37 № 2300-1, компания обязана обеспечить своим клиентам возможность внесения платы по квитанциям путём наличного расчёта без необходимости оплачивать комиссии. В ином случае надзорное ведомство вправе привлечь УО к ответственности по ч.

4 ст. 14.8 КоАП РФ со штрафом до 50 тыс.руб..

Взимание комиссии при оплате жилищно-коммунальных услуг – камень преткновения для всех заинтересованных сторон: УО, РСО, банков и платёжных агентов, потребителей и законодателей.

Законопроект об отмене комиссий для граждан находится на рассмотрении Госдумы РФ с февраля 2020 года и пока не принят во втором чтении.

На сегодня депутаты решили отменить комиссии при оплате ЖКУ только для пенсионеров и получателей соответствующих субсидий.

О том, как отмена вознаграждения при внесении платежей отразится на работе УО и РСО, рассказывала глава Экспертного совета Ассоциации профессиональных управляющих недвижимостью «Р1» Елена Шерешовец в одном из выпусков онлайн-журнала «ЖКХ: мечты сбываются». Посмотреть видео и узнать подробности вы можете, перейдя по ссылке.

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/11834-ob-obyazannosti-uo-obespechit-oplatu-zhku-nalichnymi-i-bez-komissii

Об обязанности УК принимать плату за ЖКУ без комиссии — Audit-it.ru

Оплата управляющей компанией коммунальных услуг

Е. В. Емельянова

Журнал “Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение” № 7/2017

УК обязана предоставить потребителю право выбора способа оплаты оказанных услуг наличными средствами без взимания дополнительной комиссии за перевод. Если оплатить услуги без комиссии невозможно, УК ждет штраф. Изучаем примеры судебной практики по данной проблеме.

Необходимость уплаты комиссионного вознаграждения при приеме платежей за жилищно-коммунальные услуги – больной вопрос и для потребителей, и для управляющих МКД.

Потребители хотят вносить плату без комиссии, а управляющие, напротив, стремятся избежать уплаты комиссии за прием платежей потребителей за счет поступлений за услугу управления МКД (фактически источник прибыльности УК).

Поэтому они нередко заключают договоры с платежными агентами или кредитными организациями, которые не предполагают взимание вознаграждения с управляющего. Значит, такое вознаграждение будет получено с плательщика. Насколько это законно?

В № 3, 2016 (см. статью С. Н. Козыревой «Несколько вопросов о приеме платежей») эксперт пришла к выводу, что у УК нет обязанности брать уплату комиссии на себя. Однако в последнее время суды делают прямо противоположный вывод. Предлагаем ознакомиться с судебными актами и выяснить, почему УК и ТСЖ все же штрафуют за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

О правах потребителя на выбор способа оплаты услуг

Согласно п. 1 ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон РФ № 2300-1) продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

Субъекты предпринимательской деятельности, у которых доход, признаваемый для целей налогообложения за предшествующий календарный год, не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для микропредприятий (сегодня это 120 млн руб.

), обязаны обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт. Речь идет о платежной карте «Мир», поскольку по смыслу ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 27.06.

2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ) международные платежные карты не являются национальными платежными инструментами (Письмо Роспотребнадзора от 22.07.2015).

К сведению:

С 01.10.2017 п. 1 ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1 будет изложен в новой редакции, согласно которой обязанность принимать к оплате национальные платежные инструменты распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает 40 млн руб. (см. Федеральный закон от 10.05.2017 № 88-ФЗ).

В соответствии с п. 4 ст. 16.

1 Закона РФ № 2300-1 при оплате товаров (работ, услуг) продавцу (исполнителю) запрещено устанавливать в отношении одного вида товаров (работ, услуг) различные цены в зависимости от способа их оплаты посредством наличных расчетов или в рамках применяемых форм безналичных расчетов. Это прямой запрет на включение в квитанцию на оплату ЖКУ дополнительной строки «Комиссия банка» (при условии, что такая комиссия не уплачивается в случае приема платы наличными).

Правила, изложенные в ст. 16.1 Закона РФ № 2300-1, фактически продублированы в ст. 37 в отношении оплаты выполненной работы, оказанной услуги. Так, в данной норме указано:

  • оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ;

  • при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится по указанию продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту (субагенту), ведущему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или другими нормативными правовыми актами РФ.

Добавим, и в ст. 16.1, и в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 особо отмечено, что обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в размере внесенных денежных средств (в кассу организации, кредитной организации, банковскому платежному агенту, платежному агенту).

Право потребителя по своему выбору оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках, или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, прописано в пп. «а» п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг. При этом конкретный способ оплаты может быть установлен договором, содержащим положенияо предоставлении коммунальных услуг.

Примеры судебных решений о привлечении УК (ТСЖ) к административной ответственности

В нашем распоряжении есть несколько судебных актов, датированных 2017 годом, в которых сделаны заключения об обязанности УК (ТСЖ) обеспечить возможность внесения платы за ЖКУ без уплаты потребителем дополнительной комиссии, причем самый очевидный способ – это прием наличных в кассу организации.

Судебный акт

Обстоятельства дела

Нарушение

Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.01.2017 № 06АП-7210/2016 по делу № А73-13056/2016

Заключенные до 01.01.2016 договоры с банком и почтой о приеме платежей предусматривали обязанность агента УК уплачивать вознаграждение за услуги по приему платежей, но с указанной даты по дополнительным соглашениям размер комиссии по принятым платежам взимается непосредственно с плательщика. УК не представила потребителю информацию о наличии права выбора оплатить

Не обеспечена возможность производить оплату услуг путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без учета комиссии за перевод через платежных агентов

услуги в сумме выставляемого платежа иным способом, не предусматривающим комиссионный сбор

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2017 № 19АП-7586/2016 по делу № А48-4294/2016

Оплата коммунальных услуг производится через кассу платежного агента с учетом комиссии. УК не организовала кассу для приема от населения наличных денежных средств в оплату оказанных коммунальных услуг.

УК не указала в договоре и не проинформировала граждан иным образом о возможности оплатить услуги наличными средствами путем расчетов через субъектов национальной платежной системы без взимания денежных средств за другие услуги и без начисления комиссии

Потребителю не предоставлена возможность оплачивать коммунальные услуги без комиссии. Вынесено предписание прекратить нарушение права потребителя на выбор способа оплаты услуг наличными денежными средствами

Решение Санкт-Петербургского городского суда от 30.03.2017 № 7-555/17 по делу № 12-834/16

В соответствии с протоколом решения общего собрания членов ТСЖ было принято решение оплачивать услуги банка за ведение расчетного счета и перечисление платежей из резервного фонда ТСЖ без привлечения дополнительных средств собственников. Однако правление ТСЖ расторгло договор и собственники были вынуждены уплачивать комиссионные сборы. Данных о том, что названное решение было отменено и доведено до сведения собственников жилья, суду не представлено

С 01.02.2016 ТСЖ не обеспечивает собственникам помещений в МКД возможность оплачивать ЖКУ наличными средствами без взимания комиссионных сборов, принуждая нести бремя дополнительных расходов.

Образование у ТСЖ убытков в связи с необходимостью уплачивать комиссию банка не предоставляет товариществу права в одностороннем порядке лишать потребителя права выбора способа оплаты и накладывать на потребителя дополнительные расходы в виде уплаты банковской комиссии

Решение Арбитражного суда Московской области от 17.04.2017 по делу № А41-12863/2017

Возле терминалов для оплаты коммунальных услуг размещено объявление о взимании комиссии при совершении платежей, при этом не был предоставлен альтернативный вариант оплаты путем внесения наличных денежных средств без комиссии

УК не выполнила обязанности по обеспечению предоставления потребителям возможности оплаты оказываемых услуг путем наличных расчетов без взимания комиссии

Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2017 № 07АП-2594/2017 по делу № А27-27095/2016

Согласно договору между УК и банком об организации безналичных расчетов с использованием карт (эквайринг) с УК взимается комиссионное вознаграждение в пользу банка (1%, минимальная фиксированная ставка в месяц в расчете

Обязательства по оплате услуг эквайринга согласно договору возложены на УК, она необоснованно взимала с потребителя дополнительно оплату эквайринга

на один терминал – 2 600 руб.). Согласно представленным потребителем чекам, выданным УК, с потребителя была взята сверх платы за услуги сумма комиссионного вознаграждения (1%)

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11.05.2017 по делу № А19-2235/2017

УК отказалась принимать платежи наличными ввиду отсутствия кассового аппарата, кассира. Потребителю предложено оплачивать услуги через банки, платежные системы с взиманием дополнительной комиссии от суммы внесенных платежей. У потребителя отсутствовала возможность произвести оплату по своему выбору без комиссии

УК не обеспечила возможность оплачивать оказываемые услуги непосредственно путем наличных расчетов без взимания комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Исполнение требований законодательства возможно не только путем оборудования кассы, но и путем заключения с банком договора о приеме средств в кассу банка без комиссии

Во всех перечисленных случаях территориальные органы Роспотребнадзора привлекли управляющего МКД к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.

8 КоАП РФ, за нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг). Санкция – наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

, на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.

Обратим внимание, что закон допускает взимание вознаграждения за прием платежа (перевод) именно с плательщика:

  • платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение в размере, определяемом соглашением между платежным агентом и плательщиком (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»);

  • перевод денежных средств осуществляется за счет денежных средств плательщика, находящихся на его банковском счете или предоставленных им без открытия банковского счета (ч. 2 ст. 5 Закона № 161-ФЗ).

Тем не менее суды полагают, что исполнитель обязан предоставить хотя бы один способ оплаты услуги без дополнительной комиссии.

Такой вывод может быть основан на положении Закона РФ № 2300-1 о том, что обязательство потребителя перед исполнителем считается исполненным в размере внесенных в кассу (исполнителя, платежного агента, кредитной организации, банковского платежного агента) денежных средств.

Существует противоположный подход

В заключение добавим, что на этот счет существует и иная точка зрения, продемонстрированная, в частности, в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2017 № 06АП-7566/2016 по делу № А73-11283/2016.

Административный орган выявил нарушение, заключающееся в непредоставлении потребителю возможности оплачивать услуги непосредственно путем наличных расчетов без учета комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов. Однако суд установил, что комиссию при оплате взимала не УК, а иные лица (в частности, банк).

УК указывала на платежных документах о возможности внесения платы в отделениях двух банков, а также Почты России, давая право выбора способа оплаты. Тем самым потребителю была предоставлена возможность оплаты наличными, как она понимается в ст. 37 Закона РФ № 2300-1 (путем внесения средств в кассу банка).

Заключение таково: со стороны общества отсутствует нарушение прав потребителя, связанных с оплатой таких услуг, в части необеспечения возможности оплаты товаров (работ, услуг) в понимании нормы ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.

* * *

Закон не содержит прямого указания на обязанность управляющего МКД предоставить потребителю на выбор возможность оплатить услугу хотя бы одним способом без комиссии, взимаемой банками, платежными агентами с плательщика.

Однако именно так суды толкуют положения Закона РФ № 2300-1 и соглашаются с управлениями Роспотребнадзора в том, что отсутствие у потребителя возможности оплачивать ЖКУ без комиссии – это следствие нарушения его прав управляющим МКД, за что юридическому лицу грозит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. 

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a831688/915158.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.