Отказ в оформлении земли в собственность

Содержание

Основания для отказа в предоставлении земельного участка

Отказ в оформлении земли в собственность

Законодательство в отношении отказов в предоставлении земельных участков является достаточно неясным. Существует множество несоответствий и неточностей. Так, к примеру, Земельный кодекс Российской Федерации в отношении оснований отказа во многом противоречит как федеральному законодательству, так и большинству законов регионального уровня.

При подаче заявления следует изучать испрашиваемый участок, не находится ли он в пределах природной зоны или особо охраняемой территории, нет ли на нем каких-либо ограничений в обороте, не включен ли он в генеральные планы администрации по использованию подведомственной территории.

В любом случае, администрация обязана дать мотивированный отказ с ссылкой на федеральное или местное законодательство. Любой отказ можно будет в дальнейшем обжаловать в судебном порядке.

Законодательство

Основания для отказа в предоставлении земли государством или муниципалитетом перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

К примеру, участок может быть ограничен в обороте либо на землю могут быть исключительные права покупки у других лиц.

Также земельный надел может быть изъят для государственных и муниципальных нужд, что должно быть подтверждено документацией по территориальному планированию, инвестиционными программами и так далее.

Еще одно основание для отказа в предоставлении земли содержится в части 1-ой статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по которому земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету и в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании месторасположения объекта, на протяжении 3-ех лет с момента принятия такого решения не предоставляется без проведения торгов лицу, если оно отсутствует в указанном решении.

До 1 января 2020 года у субъектов РФ есть право отказывать в предоставлении земельного надела без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательными актами данных субъектов РФ, которые обязательно необходимо было принять не позже 1 января 2016 года (пункты 31, 32 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Основания для отказа в предоставлении земли

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Приведем несколько первых:

  • Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на покупку земельного участка без организации торгов;
  • Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности;
  • Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства либо комплексного изучения земли для строительства жилья;
  • Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.

Наиболее популярные отказы в предоставлении земли, которые являются необоснованными:

  • Испрашиваемый участок находится в красных линиях. Красные линии – это существующие или планируемые границы зон общего использования, границы земельных наделов с линиями электропередач, линиями связи (также линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути и прочие такого плана сооружения.
  • Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность.
  • Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ. По российским законом такие земли следует резервировать.
  • Расположение земли в рамках производственной территории, которая подлежит реорганизации. Только, если государство или муниципалитет для своих нужд примет решение о резервировании таких земель.

Согласно таким договорам земельные участки допускается использовать по-разному:

  • В целях размещения объектов инфраструктуры, постройка которых необходима для лица, заключившего договор – земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть предоставлены указанному гражданину или организации;
  • В целях размещения объектов инфраструктуры, обеспечить строительство которых обязуется орган государственной власти или местный муниципалитет, заключивший договор. Земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть выделены уполномоченному на строительство лицу (к примеру, по государственному или муниципальному контракту).

Помимо всего сказанного, на подлежащей развитию застроенной земле может быть здание, сооружение, которым владеют на праве собственности другие лица, а также земли, ранее выделенные другим лицам.

14 пункт рассматриваемой статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей использования участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка. Рассматривая такой заявление, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Важно отметить, что в перечисленном списке оснований отсутствует такое основание, как необходимость образования земельного участка. Суть в отсутствии земельного участка, как объекта права, в случае, если он не был образован, то есть его границы не были очерчены, ему не были присвоены собственные характеристики, которые позволяют его выделить в индивидуально определенную вещь.

Решение об отказе

Отказ оформляется постановлением администрации муниципального образования или государственного органа:

  • В «шапке» постановления: слева дата вынесения решения, населенный пункт по центру и номер постановления справа;
  • По центру ниже указывается «Об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу…»;
  • Далее фабула постановления, в которой прописывается, как правило, следующая информация: на основании публичных слушаний, проведенных уполномоченным органом – комиссией по землепользованию и застройке администрации (указывается наименование администрации), протокол № 1 от (дата), по заявлению (ФИО заявителя), о предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (адрес земельного участка), в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки (наименование населенного пункта), утвержденными Решением Совета (наименование местного муниципалитета) от (дата и номер решения), Генеральным планом (название населенного пункта), утвержденным решением (наименование населенного пункта) от (дата и номер решения), руководствуясь Уставом (название населенного пункта) п о с т а н о в л я ю: “Отказать в предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (указывается адрес земельного участка) для целей, указанных в заявлении на предоставление земельного участка. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы (название местного муниципалитета) и ФИО.”
  • Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Внизу постановления слева прописывается глава (название местного муниципалитета), а справа ФИО главы муниципалитета, ставится печать и подпись.

Порядок обжалования отказа в предоставлении земли

Процедура представляет собой стандартную подачу искового заявления в суд.

От имени гражданина или организации составляется и подается иск «о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка» на администрацию района, отказавшую в предоставлении земельного участка.

В исковом заявлении истец указывает и разъясняет суду весь процесс подачи заявления на предоставление земельного участка, излагает цели предполагаемого использования земли.

В просительной части истец на основании изложенного, считая данный отказ незаконным, просит обязать администрацию предоставить испрашиваемый участок.

Далее суд либо отказывает в удовлетворении иска, либо удовлетворяет его. Если же суд решит удовлетворить иск за отсутствием законных оснований в предоставлении земли, администрация будет вынуждена принудительно выделить участок гражданину.

Отказ же суда в удовлетворении исковых требований будет основан на законности и абсолютной обоснованности принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка администрацией.

Решение может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции по гражданским делам в течение 30 дней со дня принятия мотивированного решения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/osnovaniya-dlya-otkaza.html

Отказ Росреестра в регистрации земельного участка: причины и возможные действия

Отказ в оформлении земли в собственность

В соответствии с действующим законодательством право собственности на земельный участок подлежит государственной регистрации в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии — Росреестре.

Это нужно государству — оно получает возможность вести учёт зарегистрированных земель, контролировать их оборот и рациональное использование. В регистрации заинтересован и собственник участка — это действие юридически закрепляет его права на землю и позволяет ему заключать сделки с ней.

Процедура, о которой идёт речь, регламентирована Федеральным законом № 218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации). 

Регистрация участка проводится на основании сведений межевого плана. Услуги по межеванию оказывает кадастровый инженер (чтобы узнать какие организации выполняют межевание и другие кадастровые услуги рекомендуем обратиться к каталогу исполнителей, а выяснить какова стоимость услуг в вашем регионе рекомендуем при помощи онлайн калькулятора кадастровых работ на нашем сайте). 

Нередки случаи, когда Росреестр не регистрирует право собственности на земельный участок.

События могут развиваться по трём сценариям: специалисты возвращают заявление и приложенные к нему документы без рассмотрения, Росреестр приостанавливает рассмотрение заявления, наконец, Федеральная служба отказывает в удовлетворении заявления и регистрации земельного участка. Что может послужить причиной таких решений и как действовать в перечисленных ситуациях? Развёрнутые ответы — далее.

Возврат заявления без рассмотрения

Решение о возврате выносит специалист, отвечающий за приём документов. До государственного регистратора и глубокой юридической экспертизы ситуации в данном случае дело не доходит. Заявление возвращают без рассмотрения, если:

  • не оплачена государственная пошлина за регистрацию права собственности на земельный участок (для физических лиц её размер равен 2000 руб.);
  • в поданных документах есть зачёркнутые слова, приписки, подчистки, иные исправления;
  • документы исполнены с помощью карандаша и не могут быть однозначно истолкованы;
  • в заявлении на регистрацию земельного участка нет личной подписи заявителя;
  • в ЕГРН есть запись о том, что участок невозможно зарегистрировать без личного присутствия заявителя.

Если документы, которые вы подали, вам вернули без рассмотрения, устраните имеющиеся недочёты и подайте заявление в Росреестр повторно.

Приостановка регистрации

Соответствующее решение выносит государственный регистратор после изучения представленных документов и правового статуса земельного участка.

Если специалист находит причины, препятствующие регистрации (речь о них пойдёт далее), он может приостановить процесс на определённый срок — как правило, составляющий 1 месяц, но не превышающий 3 месяцев.

В день приостановки государственный регистратор оформляет письменное уведомление о принятом решении и направляет или вручает его заявителю.

Если регистрацию земли по вашему участку приостановили, устраните в установленный срок причины, указанные в полученном от Росреестра уведомлении, и подайте заявление и документы повторно.

Отказ в регистрации

В статье 26 Закона о регистрации перечислены причины, по которым Росреестр может отказать заявителю. Их количество исчисляется десятками, но на практике, как показывает опыт специалистов Федеральной службы, чаще всего имеют место лишь некоторые из них.

Одна из наиболее распространённых причин отказа в регистрации земельного участка — несоответствие поданных документов требованиям законодательства, касающимся формы или содержания.

Речь может идти об отсутствии нотариальной заверки, которая необходима при заключении сделок с недвижимостью, подаче документов, составленных в другом государстве и не легализованных в нашей стране (не имеющих апостиля), отсутствии в документах сведений о том, что на участке нет зданий и сооружений, других подобных недочётах.

Ещё одна причина, по которой Росреестр часто отказывает в регистрации прав собственности на землю, — неполнота поданного пакета документов. В нём могут отсутствовать сведения о семейном положении, согласие супруга на заключение сделок с недвижимостью, разрешение, выданное органами опеки, другие документы, обязанность по представлению которых лежит на заявителе.

Государственный регистратор может отказать в регистрации участка при отсутствии сведений о фактически имеющихся обременениях. Право собственности должно быть зафиксировано в правоустанавливающем документе строго в том состоянии, в котором оно находится на момент его оформления, то есть со всеми обременениями, зафиксированными в ЕГРП. При несоблюдении этого требования неизбежен отказ.

В практике Росреестра есть случаи вынесения отрицательных решений, в которых заявление о регистрации подаёт ненадлежащее лицо. Один из примеров — обращение в регистрирующий орган по доверенности, которая на день подачи заявления аннулирована доверителем.

По этому же основанию государственный регистратор может отказать, если в документах неправильно указаны фамилия, имя и/или отчество заявителя — Росреестр не сможет идентифицировать лицо и достоверно установить принадлежность правоустанавливающего документа.

При обнаружении одной из перечисленных или других причин, изложенных в статье 26 Закона о регистрации, Росреестр выносит решение об отказе в регистрации. Письменное уведомление об отрицательном решении направляется или вручается заявителю в течение пяти дней после истечения срока, отведённого на рассмотрение заявления. Уплаченная государственная пошлина не возвращается.

Как действовать при вынесении отказа?

У вас есть право обжаловать отрицательное решение Росреестра. Действующее законодательство не предусматривает обязательного досудебного порядка урегулирования подобных споров — это значит, что вы можете сразу обращаться в суд.

Дела об обжаловании решений Росреестра в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ рассматриваются по нормам Гражданско-процессуального кодекса РФ. Исковое заявление нужно подавать в районный суд по месту нахождения земельного участка. Понадобится уплатить государственную пошлину в размере 300 руб.

При несоблюдении перечисленных требований суд вернёт исковое заявление без рассмотрения.

В настоящее время заявление в суд можно подать не только в традиционной бумажной форме, но и по цифровому каналу связи — составив документ на официальном сайте суда и заверив его электронной цифровой подписью.

Изложите в исковом заявлении обстоятельства дела. Укажите причину, по которой Росреестр отказал в регистрации земельного участка. Приведите доводы в свою пользу, обоснуйте ошибочность позиции государственного регистратора.

Подкрепите доводы доказательствами, приложив к исковому заявлению документы, имеющие отношение к существу спора.

Рекомендуем воспользоваться помощью профессиональных юристов, специализирующихся на вопросах, касающихся земли, — они облегчат вам работу и повысят шансы на успех.

В исковое заявление следует включить два требования:

  • основное касается признания отказа в регистрации земли незаконным;
  • дополнительное касается возложения на Росреестр обязанности выполнить государственную регистрацию права собственности на участок.

При соблюдении правил подсудности и требований и форме документов суд рассмотрит исковое заявление и вынесет решение. Оно будет положительным, если судья установит вашу правоту и справедливость ваших доводов.

В этом случае на Росреестр возложат обязанность зарегистрировать участок земли, причём без подачи вами нового заявления — исключительно на основании судебного решения и документов, которые вы передали регистратору ранее.

Росреестр в трёхдневный срок уведомит вас о получении решения суда и проинформирует о сроке государственной регистрации земельного участка.

Перспективы обжалования

Изучение судебной практики позволяет сделать вывод: заявителям, устранившим недочёты в документах и правовом статусе земли, во многих случаях удаётся успешно обжаловать отказы Росреестра в выполнении регистрационных действий.

Самым сложным случаем, пожалуй, является отсутствие земельного участка в государственном кадастре недвижимости. Перспективы обжалования отказа нулевые — Росреестр не может зарегистрировать то, чего юридически не существует, и ни один суд не встанет на противоположную точку зрения.

Рекомендуем заказать межевание, поставить участок на кадастровый учёт и лишь после этого обжаловать отрицательное решение государственного регистратора.

Источник: https://geostart.ru/post/435

Отказывают в регистрации земельного участка

Отказ в оформлении земли в собственность

Что делать, если государственные органы отказывают в регистрации земельного участка? Земельные участки в обязательном порядке необходимо регистрировать. При приобретении права собственности на землю, Вы должны собрать пакет документов и обратиться в местные органы власти.

Нередки случаи, когда государственные органы отказывают в регистрации или приостанавливают её. Это может быть по различным причинам: не предоставлены все необходимые документы, объект недвижимости является предметом судебного разбирательства, образован из земель различного назначения или не подлежит переходу в частную собственность.

Иногда государственные органы дают неправомерный отказ в регистрации земельного участка. Тогда вопрос решается в судебном порядке через подачу искового заявления.

Дорогие читатели! В статьях описаны лишь типовые (шаблонные) ситуации и способы их решений.

Стоит учитывать, что каждый случай уникален, и для решения отдельного вопроса, требуется индивидуальный подход.

Чтобы узнать, как действовать именно в Вашем случае, рекомендуем воспользоваться бесплатной консультацией по номеру 8 (499) 755-64-00 или напишите нам через форму для обращений.

Для чего необходимо регистрировать земельный участок

Регистрация земельного участка является обязательной процедурой. Для чего это необходимо? Земля – особый предмет недвижимого имущества, который должен быть индивидуализирован.

Нельзя владеть и распоряжаться тем, что висит в воздухе. Эти правила закреплены в Федеральном законе о кадастровой деятельности. Каждому земельному участку должен иметь кадастровый номер, площадь и описание границ.

Для последнего проводится межевание.

Регистрация земельных участков необходима для государственного контроля за оборотом и рациональным использованием земли.

Каждый собственник обязан платить земельный налог, а  государственная регистрация позволяет идентифицировать правообладателя.

Это так же является гарантией других участников правоотношений того, что сделки они будут совершать с лицом, действительно имеющим право собственности.

Так же любые сделки с землёй как недвижимым объектом подлежат государственной регистрации. К примеру, Вы покупаете земельный участок, заключаете договор купли-продажи, передаёте денежные средства. После совершения самой сделки переход права собственности подлежит государственной регистрации. Она необходима для того, чтобы защитить Ваши права как нового собственника.

По какой причине могут приостановить регистрацию или отказать в ней

Причины приостановки государственной регистрации или отказа в ней перечислены в Федеральном законе о государственной регистрации недвижимости. В целом, оснований для приостановления более пятидесяти. Приостанавливают государственную регистрацию и постановку на кадастровый учёт по причинам того, что:

  • лицо, подающее документы, не имеет на это полномочий;
  • в самих документах указаны неверные, недостоверные, ложные данные;
  • данный земельный участок не может быть передан в частную собственность, или он образован из земель разного назначения;
  • границы пересекают границы другого земельного участка и т.д.

Причин приостановки в государственной регистрации много, и если они не устранены в предоставленный срок, государственный регистратор прав может вынести решение об отказе в государственной регистрации и постановки на кадастровый учёт. В любом случае заявитель извещается в письменном виде и о самом решении и о причинах приостановления или отказа.

Последствия отказа в государственной регистрации земельного участка

К основным последствиям отказа в государственной регистрации можно отнести отсутствие правоустанавливающих документах на землю. Следовательно, Вы не сможете распоряжаться земельным участком, т.е. совершать различные виды сделок.

Чтобы восстановить свои права как собственника необходимо будет обжаловать решение государственного органа, т.к. зачастую отказ даётся необоснованный или дан из-за технической ошибки.

Как обжаловать отказ в государственной регистрации земельного участка

Отказ в государственной регистрации земельного участка можно обжаловать в судебном порядке. В какой суд стоит обращаться? Всё зависит от того, кто является собственником земли – юридическое или физическое лицо. От этого решается, будет рассматривать вопрос об отказе в государственной регистрации суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

Само исковое заявление подаётся по месту нахождения самого имущества.

Споры об отказе в государственной регистрации не предусматривают обязательное прохождение досудебного порядка, поэтому нет необходимости в составлении претензий и жалоб в вышестоящие органы.

В таком случае Вы только потеряете время, а оно итак ограничено, ведь обжаловать отказ возможно в трёхмесячный срок. Это не означает, что у Вас не получится решить вопрос мирно путём заключения мирового соглашения.

В исковом заявлении необходимо указать не только Ваши требования, но и верно их обосновать, используя все подходящие к Вашему случаю нормативно правовые акты, а также приложить правоустанавливающие документы и отказ, полученный от государственного регистратора прав. За подачу искового заявления по причине получения отказа в государственной регистрации земельного участка государственная пошлина не взымается.

Источник: https://yur-info.ru/zemelnye/otkazyvayut-v-registratsii-zemelnogo-uchastka.html

Рекомендации, что делать и куда обращаться, если администрация дала отказ в предоставлении земельного участка

Отказ в оформлении земли в собственность

Претендент на получение земельного участка (ЗУ), от администрации населённого пункта, должен подать заявление уполномоченному лицу и приложить пакет документации. По усмотрению административной комиссии, в ответ на поданное заявление может прийти положительный ответ. Иногда муниципалитет отвечает отказом. В статье рассмотрены возможные причины такого отказа и способы его устранения.

Основания для отклонения в пользовании наделом земли

Если заявитель претендует на приобретение надела, принадлежащего местной администрации, без проведения торгов, то ему следует подать заявление в департамент по землеустроительным работам.

Это заявление будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях, по нему примется соответствующее решение.

Чтобы решение было положительным, заявителю потребуется собрать пакет документации, которая отражает текущие обстоятельства, позволяющие ему получить землю без участия в торгах. Эти же причины следует указать в заявлении. На усмотрение уполномоченной комиссии по заявлению будет принято положительное или отрицательное решение.

Основания для отказа в пользовании земельным участком должны соответствовать нормам статьи 39.6 ЗК РФ. В них входят следующие причины:

  1. Лицо, претендующее на приобретение ЗУ без участия в торгах, не имеет такого преимущества.
  2. Указанный в заявлении надел уже передан третьему лицу на правах постоянного (бессрочного) пользования или пожизненно наследуемого владения. Кроме случаев обращения в муниципалитет правообладателя участка.
  3. Указанный в заявлении надел принадлежит садовому товариществу или иному НКО, объединившему землевладельцев. Кроме случаев, когда с заявлением обратился член товарищества.
  4. Указанный в заявлении участок выделяется по программе освоения земель под ИЖС. Кроме случаев обращения с заявлением члена, входящего в НКО, занимающееся освоением земель. Или – учредителя такого НКО.
  5. На участке расположено капитальное строение, в том числе – незавершённое, принадлежащее физическому или юридическому лицу, или – местному исполкому. Кроме случаев, когда обратился владелец строения.
  6. ЗУ изъят из оборота или ограничен в обороте.
  7. ЗУ зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.
  8. В зоне расположения надела планируется проведение работ федерального или муниципального значения.
  9. Массив, в который входит данный ЗУ, выставлен на аукцион, информация о лотах была размещена согласно правилам аукциона.
  10. Сведения о кадастровых и технических характеристиках не совпадают с фактическим положением дел.

Внимание: Определённая часть земель в Субъектах РФ должна отводиться под предпринимательство и предоставляться только лицам, участвующим в программе поддержки малого и среднего бизнеса согласно Закону № 209-ФЗ от 24.07.07 г.

Причины для отвода в предварительном согласовании

Согласно положениям законодательства, отказ в предоставлении земельного участка может последовать без рассмотрения на публичных слушаниях, на этапе предварительного согласования.

В этом случае он должен опираться на нормы статьи 39.15 ЗК РФ. Отказ может последовать при наличии одного из ниже перечисленных обстоятельств:

  1. Категория земель в массиве, целевое назначение и вид разрешённого использования ЗУ, не соответствует целям заявителя.
  2. Правоспособность лица, подавшего заявление, не соответствует нормам законодательства.
  3. Отсутствие надлежащего оформления земель администрацией.
  4. Отсутствие в заявлении необходимых сведений, или их несоответствие.
  5. Наличие технических или юридических ошибок при составлении заявления.
  6. Необходимость уточнения границ ЗУ, иные процедурные недочёты.
  7. Отсутствие гражданства РФ и прописки в населённом пункте по месту расположения ЗУ.

Для выдела ЗУ потребуется сформировать схему выделяемых участков. Без схематического плана, оформленного на бумажном носителе и утверждённого главой исполкома, выдел ЗУ недопустим. Участки обязательно должны пройти межевание.

Оформление отрицательного решения административной комиссией

После передачи заявления и пакета прилагаемой документации, материалы рассматриваются на предварительном согласовании не дольше 5 дней.

Если этап предварительного согласования предоставления земельного участка пройден, пакет документации передаётся на рассмотрение административной комиссии.

Если нет – он возвращается заявителю с приложением мотивированного решения об отказе.

Согласно нормам п.17 статьи 39.15 ЗК РФ, такой документ должен быть составлен в письменном виде, быть обоснованным и содержать исчерпывающий перечень причин, повлекших отказ. В нём обязательно должны быть указаны следующие сведения:

  1. Реквизиты принятого от гражданина заявления с перечнем приложений.
  2. Сведения о лице, ответственном за принятый отказ от рассмотрения, с указанием должности, фамилии и инициалов.
  3. Сведения о заявителе, которому адресован документ.
  4. Причины отказа в принятии заявления в производство.
  5. Дата составления, подпись исполнителя и руководителя земельного отдела администрации.

Скачать образец отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка

Если оно двинулось дальше, то вопрос будет рассматриваться административной комиссией на публичных слушаниях. Заявитель может узнать дату назначения слушаний и явиться на заседание. По факту рассмотрения его вопроса будет вынесено решение комиссии, оформленное протоколом. Его выдадут в форме выписки из протокола по вопросу, касающемуся заявителя.

Справка: Документ с отказом выдаётся только в руки заявителю под роспись, при предъявлении паспорта.

Обжалование незаконной резолюции — пошаговая инструкция

Обжаловать отказ заявитель может после получения выписки из решения комиссии или на основании справки об отказе, представленной на этапе предварительного согласования. Аргумент обжалования должен опираться на положения статей 39.14—39.17, 64 ЗК РФ, при ненадлежащем или неубедительном объяснении причин отказа. То есть, заинтересованное лицо, претендующее на ЗУ, обязано:

  • опровергнуть основания отказа, указанные в документе;
  • доказать, что его права были нарушены неправомерным отрицательным решением;
  • подтвердить своё законное право на получение ЗУ.

Статья 64 ЗК РФ. Рассмотрение земельных споров

  1. Земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
  2. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд.

Обжаловать незаконную резолюцию можно в администрации населённого пункта или в суде.

Ходатайство с жалобой в соответствующую инстанцию

Администрация – первая инстанция, в которую требуется обращение заявителя, так как суд рассматривает только те вопросы, которые не смогли урегулировать на предшествующих этапах досудебной процедуры.

Заявление пишется на имя уполномоченного сотрудника администрации, в зависимости от статуса населённого пункта. Им может быть глава районной, городской администрации или заместитель областного исполкома. В жалобе указывают:

  1. Основания, по которым гражданин претендовал на предоставление ЗУ и основания полученного отказа.
  2. Дата рассмотрения вопроса на публичных слушаниях или дата подачи заявления, если оно не прошло предварительное согласование.
  3. Нормы законодательства, с указанием законов Земельного и Гражданского кодексов, которые были нарушены при принятии неправомерного отрицательного решения.
  4. Нормы законодательства, которыми должно было руководствоваться уполномоченное должностное лицо или комиссия, принимающая решение.
  5. Лаконичное описание ситуации, краткие пояснения.
  6. Подпись, дата.

Скачать образец жалобы на отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка

На полученную жалобу должен поступить ответ. Он также составляется в развёрнутом виде, с убедительными доказательствами и ссылкой на статьи закона. Если и здесь принято решение об отклонении заявления, то дальнейшее рассмотрение вопроса возможно только в суде.

Обращение в суд

Если администрация отказывает в предоставлении земельного участка, то нужно обратиться в суд в течение 10 дней после получения отрицательной резолюции в ответ на поданную жалобу. Если за этот период обращение в суд не произойдёт, то принятое администрацией решение о неполучении заявителем надела, вступит в силу.

Важно: Если этот срок пропущен по объективным уважительным причинам, его можно восстановить, подав заявление в суд и приложив документ, подтверждающий причину пропуска.

В какой судебный орган обратиться, если администрация отказывает?

Вопросы о решении дел, направленных на обжалование решений администрации, решаются согласно нормам статей 218 – 224 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ.

К этим вопросам также применяются общие нормы Гражданско-правового кодекса (ГПК) РФ, касающиеся искового производства. Исходя из данных положений, обращаться следует в районный или городской суд по месту расположения административного органа, неправомерно отказавшего заявителю в законной просьбе.

Составление истцом заявления

Исковое заявление составляется по нормам статьи 131 ГПК РФ и состоит из следующих базовых элементов:

  • «шапки»;
  • наименования документа;
  • осведомительной части;
  • просительной части;
  • даты, подписи и перечня приложений.

В «шапке» указывают наименование суда, в который подаётся иск. Ниже, столбиком указывают сведения о судье, принявшем иск, и о сторонах: истце и ответчике. Наименование документа будет следующим: «Административное исковое заявление о принятии неправомерного решения администрацией».

Справка: В названии документа следует указать наименование муниципального органа. А в сведениях об ответчике – должностное лицо, ответственное за принятие решения.

Основные сведения даются в осведомительной части. Они аналогичны тем, которые вносились в жалобу для администрации. Но здесь дополнительно излагаются претензии к администрации, которые основаны на неправомерном решении исполкома поддержать решение об отказе. Если рассматривать базовые позиции этой части, то они могут заключаться в следующем:

  • когда была подана жалоба в администрацию;
  • чем мотивировано её отрицательное решение по вопросу;
  • какие нормы законодательства были нарушены или не разъяснены;
  • почему истец считает, что его права нарушены.

Далее идёт просительная часть, в которой формулируется прошение о том, чтобы суд обязал муниципалитет выделить истцу участок на законных основаниях, с указанием кадастровых характеристик ЗУ. В завершение ставится дата и подпись, даётся перечень приложений.

Приложение документов

На основании статьи 132 ГПК РФ к исковому заявлению прилагается пакет документации. Входящие в него документы являются приложениями и вносятся перечнем в исковое заявление. В него должно войти:

  1. Документация, подтверждающая право получения надела без торгов (свидетельство многодетной семьи, справка об инвалидности и иные подтверждения льгот).
  2. Отказ от предоставления ЗУ в форме выписки из протокола заседания комиссии или результатов предварительного согласования.
  3. Копию жалобы, поданной в администрацию.
  4. Выписка из административного решения.
  5. Квитанция об оплате пошлины в суд.

Важно: Если вместо лица, претендующего на получение надела, действует его представитель, то у него должна быть нотариально удостоверенная справка с перечнем действий, которые он уполномочен совершать.

Расходы за подачу иска

Расходы на госпошлину уплачиваются истцом. В случае принятия судебного решения в его пользу, он может просить суд обязать ответчика выплатить расходы по госпошлины. Но в данном случае они невелики, так как иск носит неимущественный характер. Согласно нормам п. 2.2 статьи 333.21 НК РФ, для физических лиц они составляют 300 рублей.

Условия и порядок добровольного освобождения лица от права пользования на ЗУ

Законодательство предусмотрело также право лица на добровольный отказ от пользования земельным участком, который принадлежит ему на правах:

  • аренды у муниципалитета;
  • постоянного (бессрочного) пользования;
  • пожизненно наследуемого владения.

Нормы законодательства, допускающие отказ от ЗУ, обозначены в статье 53 ЗК РФ.

Здесь указано, что владелец надела может подать в администрацию заявление с отказом от ЗУ. Или – совершить иные действия, подтверждающие отказ от земельной собственности и дающие муниципалитету право изъять неиспользуемый участок.

После изъятия земли или отказа от неё, восстановить свои права на участок практически невозможно – он переходит в собственность администрации.

Справка: Изъять бесхозяйную землю местный муниципалитет может только по решению суда.

Существуют прецеденты, когда исполкомы предлагают многодетным семьям земли, не пригодные к освоению. Отказ от таких участков они требуют оформить заявлением. Эти действия неправомерны, так как претендент на участок может продолжить ждать, когда освободится или будет выделяться земля, которая его устроит по своим качествам.

Если гражданину отказали в получении ЗУ без участия в торгах, он может подать жалобу в администрацию населённого пункта, которому принадлежит земельный массив. Если администрация не встала на его сторону, то оспорить её решение можно в суде. Иск подаётся в суд того населённого пункта, где располагается земельный массив, которым распоряжается отказавшая истцу администрация.

Источник: https://pravoved.online/polzovanie-zu/otkaz-v-predostavlenii

Отсутствие прав на землю и связанные с этим риски

Отказ в оформлении земли в собственность

В наше время нередки случаи, когда земли и земельные участки используют без оформления прав на них в установленном законом порядке. Эта проблема особенно актуальна для владельцев объектов недвижимости, ведь они полагают, что владеть и пользоваться земельными участками они могут в силу закона.

Право пользования

Право пользования земельным участком, частью участка под объектом недвижимости возникает у собственника здания, сооружения или иной недвижимости в соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ, а также ст. 271 и 552 Гражданского кодекса РФ.

Однако ст. 25 Земельного кодекса РФ прямо предусмотрено, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации.

Задачами государственного земельного контроля являются:

  • выявление нарушений земельного законодательства;
  • обеспечение устранения этих нарушений;
  • установление отсутствия таких нарушений;
  • их профилактика.

Использование земель и земельных участков при отсутствии оформленных надлежащим образом правоустанавливающих документов признается правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

В соответствии с этой статьей, самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование участка лицом, которое не имеет прав на указанный земельный участок, влечет административную ответственность в виде штрафа.

Штраф исчисляется из кадастровой стоимости:

  • до 1,5% – для физических лиц;
  • до 2% – для должностных лиц;
  • до 3% – для юридических лиц.

В случае если кадастровая стоимость не определена, штраф устанавливается в размере:

  • до 10 тысяч рублей для физических лиц;
  • до 50 тысяч рублей для должностных лиц;
  • до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Владелец участка, которого привлекли к административной ответственности, обязан устранить нарушение. Таким образом, рано или поздно он должен оформить права на занимаемую им территорию.

Нарушение порядка строительства

Важно упомянуть и об ответственности за нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию, которая предусмотрена ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

В соответствии этой статьей устанавливаются следующие штрафные санкции:

  • до 5 тысяч рублей для граждан;
  • до 50 тысяч рублей для должностных лиц;
  • до 50 тысяч рублей или вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток для индивидуальных предпринимателей;
  • до 1 миллиона рублей или вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток для юридических лиц.

Риски

Любое строительство или реконструкция объекта недвижимости на территории участка в случае отсутствия оформленных на него прав влечёт дополнительные риски для собственника. Так, существует вероятность, что сооружение или объект реконструкции может быть признано самовольной постройкой и, как следствие, будет снесено по решению суда в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ.

Следует иметь в виду, что при отсутствии оформленных на землю документов признать право собственности на самовольную постройку крайне сложно, если не сказать невозможно. Более детальную информацию об особенностях признания права собственности в этом случае читайте в нашей статье.

Это особенно важно с точки зрения квалификации работ, проводимых на объекте недвижимости и инициированных его собственником, когда капитальный ремонт, перепланировка или переустройство здания, могут быть признаны реконструкцией.

Причины отсутствия оформления прав на землю

Среди наиболее распространенных причин отсутствия оформления прав на земельные участки можно выделить следующие:

  • ненадлежащее знание действующего законодательства;
  • непонимание степени ответственности и последствий за нарушение в сфере земельного законодательства;
  • желание сэкономить, в том числе – стремление избежать уплаты налога на землю или арендных платежей.

Случается, что невозможность оформления прав на землю вызвана объективными причинами, не связанными напрямую с бездействием или злым умыслом фактического пользователя земли. Такая ситуация может иметь место в следующих случаях:

  • вследствие наличия реестровой ошибки, об устранении которой можно почитать здесь;
  • при необходимости уточнения границ;
  • при наличии спора о праве;
  • вследствие нахождения участка в зонах с особыми условиями использования территории, а также в иных специальных случаях.

Попытка сэкономить на уплате обязательных платежей является не лучшим оправданием своего бездействия по оформлению прав на землю. Данный способ экономически оправдан и эффективен лишь в краткосрочной перспективе, и то не всегда.

На продолжительном отрезке времени различного рода мероприятия по земельному контролю (в том числе плановые и внеплановые проверки) настолько увеличивают риск выявления нарушений земельного законодательства, насколько сводят на нет любую экономию.

Сложность успешного прохождения всех процедур оформления прав на землю выступает дополнительным препятствием при исполнении норм земельного законодательства.

Бюрократия, бумажная волокита и частые отказы (нередко необоснованного характера) вынуждают заявителей своих прав на землю нести дополнительные финансовые и временные издержки, вновь и вновь по одному и тому же кругу безрезультатно обращаться в одни и те же органы власти, натыкаясь на отписки и формализм.

Для квалифицированного и своевременного решения подобного рода задач, заявители прав на землю вынуждены иметь в своем штате компетентного специалиста, а зачастую и не в единственном числе, готового не только корректно собрать и подать пакет документов, но и отстоять права заявителя, как в уполномоченных органах власти, так и в суде. В противном случае, единственно разумным выходом из сложившейся ситуации будет обращение в юридическую организацию, которая специализируется на земельном праве, имеет продолжительную практику работы в сфере земельных споров и штат опытных юристов по данному направлению.

Больше полезных статей читайте в нашем блоге на сайте компании “Максард”.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/maxard/otsutstvie-prav-na-zemliu-i-sviazannye-s-etim-riski-5d357dbf8da1ce00adb0b591

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.