Перечень налогов и сборов

Содержание

Налоги и налоговое администрирование в организациях

Перечень налогов и сборов
sh: 1: –format=html: not found

Развитие российской экономики характеризуется существенными преобразованиями практически всех институциональных основ функционирования общества, в том числе и налоговой системы.

Налоговая система — это прежде всего совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

Основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей, регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая — двумя годами позже. Особенностью НK РФ можно считать поэтапный ввод глав и перманентную работу законодателя в ходе проводимой налоговой реформы.

Принципы построения российской налоговой системы сформулированы в части первой НК РФ, ст. 3 которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

4.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

5. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

6. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

7. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

В соответствии со ст. 8 НК РФ налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Функция налога — это проявление его социально-экономической сущности в действии. Функции свидетельствуют, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории. Общепризнанны следующие две функции налогов:

• фискальная, которая заключается в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности;

• регулирующая, благодаря которой налоги либо стимулируют, либо сдерживают ту или иную хозяйственную деятельность.

Несмотря на то что на протяжении веков единственной, а с течением времени основной функцией налогов была фискальная, на сегодняшний день степень реализации функций налогов зависит от того, каким набором экономических инструментов пользуется государство. В совокупности они представляют собой налоговый механизм, посредством которого реализуется налоговая политика государства.

Проводимая государством налоговая политика является частью финансовой политики государства и представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий в сфере налоговых отношений, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в целях обеспечения финансовых потребностей государства и развития экономики страны.

Посредством налоговой политики осуществляется взаимодействие бюджетов всех уровней, обеспечивается единство бюджетной системы государства.

Бюджет является фундаментом финансовой системы страны и выражает денежные отношения, возникающие у государства и местных органов самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу образования и использования централизованного денежного фонда, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства и муниципальных образований. Бюджет — это основной государственный план доходов и расходов: первые служат финансовой базой деятельности государства и местного самоуправления, вторые — определяют конкретное направление этой деятельности.

Главным источником доходов бюджета служит валовой внутренний продукт (ВВП), до 35% которого перераспределяется через бюджетную систему страны.

«В налогах, — как отмечал Карл Маркс, — воплощено экономически выраженное существование государства…».

Сфера воздействия государства на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, гораздо шире, чем сфера государственных финансов, так как государственное воздействие не сводится только к получению доходов и их распределению.

В современных условиях путем выбора различных приоритетов финансовой и налоговой политики государство может и должно воздействовать на экономические и политические процессы, происходящие в обществе.

Такое регулирование может, в частности, проявляться:

— в создании правовой базы функционирования экономики и контроля за выполнением законов.

Государство может регулировать уровень цен на некоторые товары, вводить и отменять налоги и сборы в зависимости от экономической конъюнктуры, устанавливать ставки налогов, таможенных пошлин, штрафов за различные виды нарушений законодательства и т.д.

Такая деятельность государства в значительной степени влияет на объем получаемых им финансовых ресурсов и в целом очень важна для функционирования финансовой системы;

— борьбе с монополизмом и поощрении свободной конкуренции;

— надежном обеспечении всех участников хозяйственной деятельности объективной информацией, необходимой для принятия решений;

— стимулировании развития новых отраслей и технологий;

— защите отечественного производителя;

— предоставлении общественных благ, производство которых может быть невыгодным для частного производителя;

— защите окружающей среды;

— поддержке развития фундаментальной науки.

Вырабатывая политику в области налогообложения, следует учитывать тот факт, что чрезмерное увеличение налогов ведет к росту издержек и цен и в конечном счете перекладывается па потребителей, при этом доходы бюджета не только не растут, но и начинают стремительно снижаться. Высокие налоги сдерживают инвестирование, вложение средств в новые технологии, совершенствование производства.

Высокие налоги сдерживают активность хозяйствующих субъектов, а потому налоговая база сокращается.

Важным фактором, определяющим зависимость налоговой системы от уровня экономического и социально-политического развития, является соотношение прямых и косвенных налогов. В развивающихся странах доля косвенных налогов увеличивается, а в ряде случаев является преобладающей.

Это связано со слабым развитием промышленности, особой ролью внешней торговли.

Преобладание косвенных налогов свидетельствует о слабой роли государства в регулировании экономики, поскольку косвенные налоги, взимаемые с товаров широкого потребления, носят преимущественно фискальный характер.

Критерии качества налоговой системы:

• сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы предполагает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;

• эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;

• стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен;

• эффективность социальной политики. Обеспечивается при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;

• полнота и своевременность уплаты налогов. Могут быть обеспечены за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=28611&chapterid=6773

Федеральные налоги и сборы 2020: виды и характеристика – Центр Про

Перечень налогов и сборов

23.02.2020

Налоги существовали еще на Руси. Постепенно налогообложение претерпевало изменения, в результате чего в отдельную группу были выделены федеральные и региональные налоги, а также местные. Региональные и местные выплаты гражданам России известны в большей степени, нежели федеральные, о чем далее и пойдет речь.

Система налогообложения в России. Виды налогов

Что такое федеральные налоги и какова их роль в России

Федеральные налоги – это отдельная часть всей налоговой системы, которая действует на территории всей России. К федеральным налогам относятся все выплаты, которые прописываются в кодексах России, а также регулируются законодательными актами и нормами принятых приказов и постановлений. В федеральные налоги и сборы входят следующие выплаты:

  1. налог на добавленную стоимость (НДС);
  2. акцизы;
  3. налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
  4. налог на прибыль организаций;
  5. налог на добычу полезных ископаемых;
  6. водный налог;
  7. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  8. государственная пошлина.

Представленные виды имеют свои фиксированные ставки и составляют основу всего бюджета страны. Рассматривая список федеральных налогов, следует внести ясность относительно определения и утвержденных ставок по России.

Налог на доходы физических лиц

Среди видов федеральных налогов представленная разновидность занимает первое место по значимости и финансовой составляющей. Именно НДФЛ занимает более половины полученных налоговых отчислений в стране.

Отвечая на вопрос: НДФЛ – какой налог (федеральный или региональный) – можно смело утверждать, что представленный вид сбора носит повсеместный характер, а значит, федеральный.

Сбор представляет собой процентную ставку от всех получаемых гражданами России доходов – основная заработная плата, подработки, полученный доход от продажи имущества (с определенными условиями оплаты), а также выигрыши и прочие поступления на счета.

НДФЛ – это федеральный налог, который не следует путать с местным или региональным сбором. В отношении его установлена процентная ставка в размере:

  • 9% — на полученные дивиденды до 2015 года в отношении физических лиц, а также на доходы по ипотечным покрытиям до 2007 года;
  • 13% — ставка действует на полученные доходы от различных видов трудовой деятельности;
  • 15% — на полученные дивиденды до 2015 года, налогоплательщиками выступают организации-резиденты России;
  • 30% — ставка действует на все доходы для нерезидентов России;
  • 35% — на определенные виды выигрышей и призов.

В представленной ситуации устанавливается календарный год в качестве отчетного периода. Подача декларации о полученных доходах осуществляется до 30 апреля следующего за отчетным периодом.

Федеральный налог НДФЛ имеет определенные отличия для граждан и организаций, что представлено в таблице.

Физическим лицамИндивидуальным предпринимателямЮридическим лицам
ПлательщикиРезиденты России и нерезидентыФизические лица, зарегистрировавшие свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя— Российские организации;— Индивидуальные предприниматели;— Нотариусы, занимающиеся частной практикой;— Адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;— Обособленные подразделения иностранных организаций в РФ
Налоговая база— Вознаграждения, полученные не от налоговых агентов;— Суммы от продажи собственности, если во владении физическое лицо было менее 3 лет;— Суммы, полученные от источников, находящихся заграницей;выигрыши и призы;— Суммы от продаж рукописей, картин и прочих предметов, полученных физическим лицом по факту наследования;— Суммы, полученные на основе договора дарения.— Весь полученный доход от предпринимательской деятельности.— Доход = выручка – расходы, подтвержденные документально.Все доходы от деятельности, полученные налогоплательщиком
Порядок расчетаСтавка налога * налоговая база (сумма дохода)— С подтверждением расходов: доход * 13%.— Без подтверждения расходов: Выручка * 20%.Налогооблагаемая база = полученный доход – налоговые вычеты.Налог = налогооблагаемая база * ставка налога
Налоговые ставкиДействуют вышеуказанные ставки— 13% — используется при расчете полученной прибыли;— 20% — используется при отсутствии возможности документального подтверждения расходов— 20% на налог от прибыли в определенных структурах;— 13% — на доход с документальным подтверждением расходов
Уплата налогаПодача декларации – до 30 апреля, оплата налогов – до 15 июляПодача декларации – до 30 апреля года, последующего за отчетным периодом.Авансовые платежи вносятся:— Не позднее 15 июля за период с января по июнь текущего года;— Не позднее 15 октября за период июль-сентябрь;— Не позднее 15 января за период октябрь-декабрь.До 1 апреля необходимо подать налоговую декларацию

Выше уже было сказано, что относится к федеральным налогам и сборам, а также особенности расчета выплат с учетом налоговых вычетов. Необходимо разобрать, что входит в перечень налоговых вычетов федеральных налогов РФ. Здесь выделяют:

  • стандартные налоговые вычеты – эти суммы прописываются в статье 218 НК РФ федеральных налогов, отождествляют вычет на ребенка и на налогоплательщика;
  • социальные – статья 2019 НК РФ – расходы на благотворительность, обучение и прочие направления;
  • инвестиционные – статья 219.1 НК РФ – при осуществлении инвестиционной деятельности налогоплательщиком;
  • имущественные – статья 220 НК РФ – возможность вернуть 13% суммы от приобретенной недвижимости при уплате налогов ранее;
  • профессиональные – статья 221 НК РФ – авторские вознаграждения и прочие доходы от профессиональной деятельности;
  • вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами – статья 220.1 НК РФ.

Все федеральные налоги прописаны в НК РФ – документ регулярно претерпевает изменения, о чем следует помнить при подаче декларации.

Налог на прибыль организаций

Общая характеристика федеральных налогов и сборов не может не осветить отдельно моменты начисления налога на прибыль организаций.

Отвечая на вопрос, налог на прибыль – федеральный или региональный, в соответствии с законодательством устанавливается, что это федеральный налог.

Объясняется подобное единым исчислением размеров, оплатой на всей территории РФ, а также утвержденной ставкой. По данному вопросу необходимо выделить следующие данные:

  • Налог на прибыль – это сумма налога, которая рассчитывается с учетом предварительно проведенных расчетов.
  • Плательщиками выступают все российские и иностранные юридические лица, работающие на территории страны, а также иностранные компании, являющиеся резидентами России.
  • Налоговая база – это разница от полученной прибыли и расходов.
  • Основная ставка налога – 20%, которая применяется к ранее полученной налоговой базе.
  • Налог на прибыль требует обязательной подачи декларации каждый квартал текущего года. Возможна ежемесячная уплата налогов.

Для организаций существует упрощенная система налогов (УСН). УСН – федеральный это или региональный налог? Это знает далеко не каждый предприниматель. Но в вопросах, какой налог УСН – федеральный или региональный, все не так просто относительно законодательства.

Так, в статьях 13-15 НК РФ прописывается полный перечень налоговых сборов, в которых нет упрощенной системы. Но в статье 12 НК РФ уточняется, что могут быть установлены специальные налоговые режимы, в рамках основного перечня.

Поэтому упрощенная система – это федеральный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

НДС – федеральный налог или региональный? Это федеральный косвенный налог, который уплачивается продавцами в момент реализации товаров. Плательщиками признаются организации и предприниматели.

Налоговая база в федеральных налогах представленного характера устанавливается в двух направлениях. Первый способ определения – расчет проводится на день полной или частичной оплаты от предстоящих поставок товаров или услуг.

Второй – на день отгрузки товаров и услуг.

Важно знать: Какие налоги относятся к прямым в РФ: виды, отличия от косвенных налогов, таблица.

В определении, какой налог НДС – федеральный или региональный – покупатели или пользователи услуг особенно не задумываются. Большинство попросту обращают внимание на стоимость товара или услуг, а она формируется с учетом представленного налогообложения.

Акцизы

Отдельного рассмотрения заслуживают акцизы – какой это налог: федеральный или региональный? Акциз – это косвенный налог, который взимается с цены товара или предоставленных услуг.

Представленный сбор причисляется к определенным видам продукции – алкогольной, табачной, топливу и прочим товарам.

Оплачивают эти сборы организации, индивидуальные предприниматели, а также продавцы, которые доставляют товар через таможенные границы.

Налоговые ставки устанавливаются следующим образом:

  • по твердой ставке;
  • по адвалорной ставке – учитывается оценочная стоимость товара на таможне;
  • по комбинированной ставке.

Справка: Адвалорная ставка – ставка, установленная в процентах от стоимости объекта обложения.

Ставки акциза на каждый вид товара в полной мере перечислены в статье 193 НК РФ.

Налог на добычу полезных ископаемых

Налогоплательщиками в данном случае выступают организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Объектами налогообложения выступают:

  • полезные ископаемые, которые добываются из недр России;
  • ископаемые, извлеченные из отходов и подлежащие отдельному лицензированию;
  • ископаемые, которые добываются за пределами России.

Ставки налогов представлены в статье 342 НК РФ. Налоговый период – каждый месяц. Оплата сбора происходит не позднее 25 числа месяца следующего за налоговым периодом.
(В НК РФ данный налог регулируется в Главе 26. Налог на добычу полезных ископаемых (ст.ст. 334 — 346)).

Водный налог

Статья 13 НК РФ указывает, водный налог – это федеральный или региональный. Это федеральный налог, который отдельно прописывается в главе 25.2 НК РФ. Здесь представляются следующие данные:

  • налогоплательщиками выступают организации и физические лица, которые пользуются водным сырьем вследствие ведения определенного вида деятельности;
  • объекты налогообложения – это используемая вода и использование отдельных водных объектов;
  • налоговой базой представляется объем воды, площадь предоставленного водного пространства и прочее в зависимости от вида деятельности налогоплательщика;
  • налоговый период – квартал;
  • налоговая ставка прописывается в статье 333.12 НК РФ;
  • уплачивается налог не позднее 20 числа месяца следующего за налоговым периодом.

Федеральные налоги и сборы в 2019 году претерпели изменения, о чем следует узнавать заранее – перед подачей декларации, если она заполняется самостоятельно налогоплательщиками.

Также необходимо рассмотреть лесной налог – это федеральный или региональный сбор. Лесной налог – это федеральные выплаты, которые уплачиваются аналогично водному (в соответствии с используемыми лесными ресурсами налогоплательщиками).

Механизм исчисления федеральных налогов

Примеры исчисления федеральных налогов были прописаны выше в таблице. В данном случае нет ничего сложного – налоговую базу следует умножить на ставку, утвержденную на момент подачи декларации и уплаты сбора. Особенное внимание заслуживает исчисление налоговой базы, что происходит в соответствии с имеющейся деятельностью у налогоплательщика.

Порядок уплаты

Чтобы уплатить федеральный налог, необходимо предварительно подать декларацию в Налоговую службу. Это можно сделать по почте России (отправить письмом с уведомлением), на сайте ФНС или обратиться лично. После подачи декларации сотрудники составляют квитанцию для уплаты сбора налогоплательщиком. В назначенный срок проводят оплату.

С каких товаров не взимается федеральный налог

Несмотря на то, что федеральный налог является обязательным для уплаты, существует перечень товаров и услуг, которые не подлежат налогообложению.

В список входят:

  • хлебобулочные изделия;
  • детская одежда и обувь;
  • лекарства и ортопедические изделия;
  • услуги ЖКХ;
  • путевки в санатории и оздоровительные учреждения, выданные инвалидам;
  • учебная и научная книжная продукция и прочее.

Полный перечень товаров и услуг представлен в статье 350 главы 27 НК РФ.

Обязательно ли платить федеральные налоги?

Отсутствие своевременной оплаты федеральных или местных налогов приводит к наложению уголовной ответственности. В данном случае руководствуются статьей 198 УК РФ.

Источник: https://centrproh.ru/personal/federalnye-nalogi-i-sbory-2020-vidy-i-harakteristika.html

Какие налоги и сборы действуют в РФ

Перечень налогов и сборов
Налоги и сборы — это обязательные фискальные платежи, формирующие бюджет. За счет налогов государство осуществляет свою экономическую функцию, перераспределяет средства и выполняет социально-важные программы.

В статье описаны функции налогов и сборов и основные принципы построения системы налогов и сборов.

Система налогов и сборов в РФ многоуровневая, это связано с федеративной формой государственного устройства.

В стране могут быть федеральные, региональные, местные обязательные платежи в бюджет, однако решающая роль отводится федеральному законодательству. Система налогов и сборов в Российской Федерации представлена в Налоговом кодексе РФ.

Регионы не могут ее дополнять, они правомочны изменить ставку или предоставить дополнительные льготы, сроки уплаты и т. д., когда это разрешено федеральным законодательством.

Собственно понятие и признаки налога и сбора также надо искать в >Налоговом кодексе РФ. Кроме того, есть разработки в области науки соответствующей отрасли права.

Таким образом, налоги и сборы в РФ полностью описаны в НК РФ, и суть этих обязательных платежей в России необходимо определять в соответствии с нормами этого законодательного акта.

Далее рассмотрим понятие налога и сбора, как они применяются на практике, принципы построения системы налогообложения.

Определение термина и признаки

Определение налога и сбора есть в ст. 8 НК РФ, однако надо понимать, что оно достаточно формализовано в целях законодательного регулирования.

Итак, законодатель выделяет следующие характерные черты обсуждаемого термина:

  • обязательность (императивность) для всех субъектов, для которых он установлен;
  • индивидуальная безвозмездность;
  • устанавливается для организаций и физических лиц;
  • заключается в отчуждении денежных средств, принадлежащих на праве собственности, праве хозяйственного или оперативного управления (для государственных, муниципальных учреждений) денежных средств;
  • цель отчуждения — обеспечение деятельности государства или муниципального образования.

Понятие и сущность налогов и сборов легко объяснить в нескольких словах: это обязательный платеж в пользу государства. При этом объектом является доход или имущество, для которых он установлен законодателем.

То есть порядок и систему взносов определяет государство, опираясь на свои властные и регулирующие функции.

В целом определение обсуждаемого термина, данное в Налоговом кодексе РФ, соответствует общепринятой научной позиции.

Как легко понять, экономическая сущность налогов и сборов состоит в том, что они являются источником формирования бюджета. Именно за счет этих платежей государство получает возможность выполнять свои социальные и другие задачи.

Функции

Функции налогов и сборов, которые следуют из определения и разработаны наукой налогового и финансового права, таковы:

  • фискальная — именно за счет них формируется бюджет и внебюджетные фонды, аккумулируются и формируются доходы государства, необходимые для реализации социально-значимых и экономических программ;
  • распределительная — при помощи этих платежей государство перераспределяет средства и ресурсы из производственной сферы в социальную;
  • стимулирующая — за счет установления определенного порядка взимания этих обязательных платежей государство оказывает влияние на процесс воспроизводства. Практическая реализация этой функции осуществляется за счет введения льгот, различных систем налоговых ставок и вычетов, санкций и преференций;
  • контрольная — заключается в отслеживании правильности уплаты и расчета, своевременности поступлений, так как законодательно устанавливается единый порядок и он должен соблюдаться всеми налогоплательщиками.

Нетрудно заметить, что основная функция — фискальная, остальные являются дополнительными и коррелируют друг с другом, осуществляются одновременно, то есть их разделение носит достаточно условный характер. В науке нет единого мнения относительно этого вопроса, однако чаще всего приводится именно этот список задач, с которым согласны большинство ученых.

Реализация на практике

Все теоретические понятия имеют значения при применении их на практике. Что относится к налогам и сборам, определить достаточно просто на основании представленного выше понятия.

https://www.youtube.com/watch?v=ncmevYW7pgc

В России, например, в этот список также включаются:

  • страховые взносы;
  • акцизы;
  • государственная пошлина.

Приведем таблицу, в которую включены все обязательные платежи в соответствии с уровнями системы налогообложения.

Федеральный уровеньРегиональныйМестный
Страховые взносыАкцизыНДСНа прибыль организацийНа доходы физлиц (НДФЛ)Государственная пошлинаНа добычу полезных ископаемыхВодныйСбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биоресурсовНа имущество организацийТранспортныйНа игорный бизнесНа имущество физлицЗемельныйТорговый

Следует различать основные понятия в этой отрасли. В России, согласно действующим нормативным актам, все перечисления в бюджет осуществляются на основании определенных принципов и включены в одну систему. Система налогов и сборов и налоговая система — это не одно и то же.

Второе понятие более общее и включает в себя первое. Налоговая система — это система урегулирования нормами законодательных актов общественных взаимоотношений, возникающих по поводу взимания обязательных платежей. Первое же понятие представляет собой совокупность всех обязательных платежей, построенную по определенным принципам.

Принципы построения системы налогов и сборов:

  • принцип единства — основывается на положении о едином экономическом пространстве в РФ, оно не должно нарушаться;
  • принцип подвижности налогообложения — позволяет оперативно изменять одну или некоторые составляющие в целях наибольшей эффективности;
  • принцип стабильности — несмотря на мобильность, система должна быть стабильной и обеспечивать единообразное применение норм на основании законов, которые могут быть приняты только в определенном порядке;
  • принцип трехуровневого построения (уже описан выше);
  • гласность — обеспечивается обязательным опубликованием законов;
  • принцип однократного обложения — никто не обязан перечислять средства дважды по одному основанию.

Таковы основные теоретические положения о системе налогообложения в России. Все понятия и определения можно найти в законодательстве или вывести путем толкования из практики и подзаконных актов.

>

Источник: https://pravobez.ru/articles/Kakie-nalogi-i-sbory-deistvuiut-v-RF-98539.html

Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов

Перечень налогов и сборов
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Налоговое право » Общие положения » Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов

Опыт нашей команды по установлению налогов и сборов более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А. Записаться на удаленную консультацию

Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.

Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

  • федеральные обязательные платежи;
  • региональные налоги и сборы;
  • платежи, установленные на территории муниципальных образований.

В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

Федеральные налоги и сборы

Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

  • НДС;
  • все предусмотренные в РФ акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
  • все виды госпошлины.

Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

Региональные налоги и сборы

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Местные налоги и сборы

К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.

Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.

В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой.

Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения.

А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.

Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных – на региональном и местном.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Полномочия федеральных органов власти

Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

Полномочия региональных и местных органов власти

Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/vidy-nalogov-i-sborov-v-rf.-polnomochiya-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-municipalnyh-organov-po-ustanovleniyu-nalogov-i-sborov.html

Классификация налогов: основные виды фискальных платежей

Перечень налогов и сборов

Бухгалтерия Классификация налогов и сборов в РФ — это распределение всех фискальных обязательств, действующих на территории нашей страны по ключевым признакам. В статье определим, какие в НК РФ предусмотрены виды налогов и основания их классификации.

Актуальную группировку приведем в виде таблицы. 19 сентября 2019 Евдокимова Наталья

Действующая налоговая система, виды налогов и их классификация, предусматривает градацию фискального обременения по главным признакам.

Определим структуру основных видов налогов в РФ, приведем конкретные примеры для каждой группы фискальных обязательств.

По уровню законодательной власти

Основополагающая классификация налогов в РФ — это дробление фискальных платежей по уровням власти, которые наделены полномочиями устанавливать исключительные нормы и правила налогообложения по конкретному сбору.

Если говорить простым языком, то условия начисления и уплаты по каждому налоговому платежу могут регулироваться. От того, кто утверждает данные правила, определяются основные виды налогов в России.

По уровню законодательной власти классификация налогов кратко распределяется на три уровня. Определим данные понятие и виды налогов и сборов в РФ:

  1. Федеральные. Устанавливаются исключительно Правительством РФ, закреплены в НК РФ. Не могут быть скорректированы региональными или муниципальными властями. Например: НДС, НДФЛ, на прибыль организаций.
  2. Региональные. Регламентированы в НК РФ, но права на регулирование норм, ставок, периодов и прочих правил налогообложения переданы властям субъектов РФ. Например: транспортный, на игорный бизнес, на имущество организаций.
  3. Муниципальные, или местные. Общие правила обложения установлены в НК РФ, но детализируются местными органами власти, например администрациями муниципальных образований или сельских поселений. Например: земельный, на имущество граждан.

Данная система налогов (классификация налогов-сборов) не единственная. Рассмотрим следующие группировки.

Классификация по объекту обложения

В данной системе все обязательства разделены на две большие группы: прямые и косвенные. Определим понятия данных видов налогов и сборов в Российской Федерации.

Прямые — это те фискальные сборы, которые исчисляются напрямую к доходу или стоимости имущества налогоплательщика. Причем расчеты с бюджетами ведется исключительно за счет самого плательщика, то есть за счет его собственных доходов, средств, денег. Например: НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный.

Косвенные — это те сборы, которые взимаются с потребителя товара, работы или услуги, представляют собой специальную наценку на стоимость. В данном случае компании — плательщики косвенных фискальных платежей выступают в роли налоговых агентов между потребителями и государством, так как именно они исчисляют и уплачивают средства в бюджет. Например: НДС или акцизы.

По статусу налогоплательщика

Виды налогов и способы их классификации по категории плательщиков выглядят следующим образом:

  1. Для физических лиц. Это те платежи, по которым налогоплательщиками выступают простые граждане. Причем не только граждане нашей страны, но и представители иностранных государств, получающие доходы либо владеющие имуществом в России. Отметим, что в данную группу следует относить и обязательства, предусмотренные для индивидуальных предпринимателей. Например: НДФЛ, на имущество физлиц.
  2. Для юридических лиц. Фискальные обременения, которые уплачивают исключительно компании, организации или фирмы, имеющие статус «юрлицо». Например: сборы, налоги предприятия (виды налогов в РФ, таблица, ниже) на прибыль и имущество.
  3. Смешанные платежи — это те суммы, которые обязаны уплачивать все категории налогоплательщиков независимо от их статуса. Например: НДС, акцизы. Также в данную категорию фискальных обязательств можно отнести платежи в бюджет по упрощенным системам налогообложения. Например: уплата ЕСХН, ЕНВД, УСН или ПНС. Такие обязательства предусмотрены как для юрлиц, так и для индивидуальных предпринимателей.

Классификация по различным признакам

Действующая налоговая система РФ, классификацию налогов, сборов предусматривает по многочисленным критериям. Ключевые группировки мы рассмотрели выше. Остальные разграничения представим в виде таблицы.

Налоговая система РФ, виды налогов, таблица:

Критерий группировки

Наименование подвида

Описание критерия классификации налогов с примерами

По предмету обложения

Имущественные

Доходные

Рентные

Потребления

Исключительные

Группируются по объекту налогообложения. Например, имущественные платежи исчисляются с конкретного вида имущества, находящегося в собственности налогоплательщика. Доходные — с определенного рода доходов, исчерпывающий перечень которых регламентирован в НК РФ.

По назначению

Общие

Целевые

Разграничение зависит от целевого назначения платежа. Так, для общих сборов установлена единая, общая цель — пополнение государственного бюджета. Целевые платежи направляются в бюджет на конкретные цели. Например, транспортный направляется в фонд по реконструкции дорог.

По методам исчисления

Твердые

Транспортный (ставка устанавливается в зависимости от мощности авто).

Пропорциональные

НДФЛ, НДС (в процентном отношении в облагаемой базе).

Ступенчатые

Страховые взносы (ставка изменяется при изменении объема фискальной базы).

Фиксированные

ЕНВД (в твердой сумме, не изменяются при увеличении, уменьшении объекта обложения).

По бухгалтерскому источнику уплаты

С выручки

УСН «Доходы».

С заработной платы

НДФЛ, страховые взносы.

Относимые на финансовый результат

На имущество организаций.

Относимые на себестоимость готовой продукции

Транспортный, страховые взносы, НДФЛ.

Исчисленные с валовой прибыли

На прибыль организаций.

Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ Статья подготовлена с использованием материалов КонсультантПлюс. Получить доступ

Источник: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/klassifikatsiya-nalogov-osnovnye-vidy-fiskalnykh-platezhey

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.