Право государственной собственности на земельные участки

Содержание

Что такое право государственной собственности на землю?

Право государственной собственности на земельные участки
Понятие «собственность» указывает на принадлежность материальных объектов гражданам, юридическим лицам или государству.

Каждый владелец имущества должен понимать значение понятия и знать на какие законодательные нормы следует опираться при отстаивании собственных интересов, оформлении имущества или поиска будущего объекта.

В статье рассмотрим что такое право государственной собственности, что относится к участкам федеральных, муниципальных владений, как происходит оформление и прекращение прав.

Понятие

Это право государства РФ и его субъектов на владение земельными участками. К таким не относятся площади, принадлежащие гражданам, юридическим лицам и муниципалитетам.

Распоряжаются государственными территориями уполномоченные государственные органы в рамках установленной компетенции.

Регулируется весь вопрос следующими нормативными документами:

  • п. 2, ст. 214 ГК РФ – определение понятия, этот же вопрос определен ст. 16 ЗК РФ;
  • ст. 17 ЗК РФ указывает на основания и причины, по которым государство стало собственником земельных территорий;
  • ст. 125 ГК РФ определяет субъектов, которые от имени государства распоряжаются площадями.

Внимание! Создание нового Земельного Кодекса внесло ясность в понятие права государственной собственности земли с учетом государственных уровней.

Федеральная собственность

Такая земля расположена под объектами федерального значения или предназначенная для решения задач Федерации.

Все земли, находящиеся в федеральной собственности определены таковыми соответствующими нормативными документами. При этом государство определяя важность площадей для его нужд опирается на основания ст. 17 ЗК РФ.

К участкам федерального значения относятся:

  • Участки, предназначенные для нужд обороны и защиты государственных границ.
  • Участки, расположенные под федеральными объектами оборонной промышленности, энергосектора, метеорологическими службами. Находящиеся под трубопроводами, транспортными соединениями различных видов, предназначенные для ангаров и депо.
  • В число государственной собственности включены заповедные и исторические зоны, являющиеся носителями памятников культурного наследия.
  • Площади, предназначенные для научных и лабораторных исследований, испытаний, полигоны.

Согласно нормам ЗК РФ, государственные владения еще разделены на земли:

  1. административно-территориального значения (для субъектов государства)
  2. муниципального значения.

Земли субъектов находятся в рамках определенных территориальных административных единиц, которые имеют полномочия принимать относительно них местные нормативные документы по регулированию и распределению площадей.

Муниципалитеты также обладают правом вести самостоятельное хозяйствование и использовать земли согласно целевому полезному назначению.

Частная собственность

Предназначена для удовлетворения потребностей конкретного собственника, который на законных основаниях владеет ею.

К землям частного значения относятся:

  • имеющие целевое назначение, согласно которому их в дальнейшем будут эксплуатировать;
  • оборотные и делимые;
  • обладающие специальным разрешением.

Справка! Получить такую собственность гражданин или предприятие может только после прохождения установленных законом этапов.

Муниципальное владение ЗУ

Это земельные территории, расположенные в границах отдельных муниципальных формирований.

Сюда относятся следующие земли:

  • города;
  • районные центры;
  • населенные пункты сельского значения;
  • обобщение нескольких административно-территориальных единиц и прочие.

Распоряжаются землями органы самоуправления с соблюдением законодательных требований.

Использование площадей происходит для удовлетворения потребностей населения:

  • обслуживание коммуникационных путей,
  • развитие инфраструктуры,
  • выращивание сельскохозяйственных культур,
  • взращивание птицы и скота,
  • формирование мест для отдыха,
  • развитие промышленности в границах области.

Перечень наделов, находящихся в муниципальном владении

Ранее в муниципальную собственность передавались безвозмездно объекты государственного значения. После разделения государственной собственности на федеральную, субъектов и муниципальную, к последним отошли следующие объекты вне зависимости от первичной их формы собственности:

  • жилищный фонд и прилегающие к нему территории;
  • земли с инфраструктурой, требуемой для обслуживания ЖКХ;
  • территории под предприятиями розничной торговли, общественного питания, складскими помещениями, домами культуры;
  • земли, находящиеся под школами, детсадами, ПТУ, институтами и прочими образовательными учреждениями;
  • площади под объектами здравоохранения за исключением диспансеров и областных больниц.

Также к землям муниципальных образований отнесены территории, необходимые для обеспечения полноценной жизнедеятельности центра, повышения его продуктивности и обеспечения населения работой.

Важно! Согласно ст. 19 ЗК РФ муниципальная собственность может передаваться другому муниципальному образованию или субъектам РФ для решения их глобальных вопросов.

Оформление

Право на участок у муниципалитета возникает после принятия и подписания соответствующего решения на его образование.

Далее необходимо собрать требуемую документацию, для этого обращаются к кадастровому инженеру.

Специалист проведет межевание земли, соберет документацию для постановки на кадастровый учет, подготовит топографическую схему.

Если передать землю в пользование решил гражданин, он может выполнить данную процедуру безвозмездно, для этого достаточно соответствующих оснований и заявления от собственника на отказ от земли.

Основаниями могут стать:

  • утвержденный генеральный план у муниципалитета по использованию территорий;
  • утвержденный согласно нормам, проект территориального планирования.

Федеральные земли предоставляются муниципалитетам на основании ст. 39.31 ЗК РФ. Осуществляется передача по заявлению главы муниципального образования. Заявка оформляется и направляется федеральному владельцу участка.

Безвозмездное оформление наделов во владение муниципалитета возможно по различным основаниям:

  • наличие у муниципалитета официальных генпланов и правил пользования землей, а также застройки этих территорий;
  • наличие у муниципалитета официальных схем земельного планирования.

Прекращение правомочий на землю

Детально порядок прекращения права собственности на землю описан в гл. VII ЗК РФ.

Прекращение возможно двумя основными способами:

  • добровольно (отказ собственника или отчуждение);
  • в принудительном порядке с учетом требований ЗК и ГК РФ.

Внимание! Отказ от имущества может совершить только физическое лицо.

Провести отчуждение в пользу других лиц субъект может на основании положения Гражданского Кодекса о свободном распоряжении имуществом, способом, не противоречащим закону и не нарушающим жизненный уклад других субъектов.

Например, предоставить участок в пожизненное владение, аренду или предоставить под выкуп.

Основаниями прекращения служат:

  • законодательные акты со стороны госвласти или местной администрации;
  • предоставление земель для строительства;
  • предоставление земель для иных целей (к примеру, для ведения ЛПХ);
  • приватизация.

Заключение

Право на государственную собственность земли имеет многогранную природу. Оно разделено на несколько видов – федеральный, субъектов РФ и муниципальный.

Последние вправе регулировать собственное хозяйствование отдельными внутренними актами. При этом их права не пожизненные и могут прекращаться в пользу гражданских лиц, предприятий или прочих субъектов РФ для решения их стратегических задач.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/pravo-sobstvennosti/gosudarstvennoj

Права на землю для физических и юридических лиц

Право государственной собственности на земельные участки

В российском законодательстве земля представлена в двух категориях: природный ресурс и земельный участок. Понятие права собственности на землю относится ко второму объекту – земельному участку.

Право собственности означает возможность владельца распоряжаться своим имуществом (продать, подарить, сдать в аренду).

Вещное право на землю в нашей стране относится к области гражданско-правовых отношений и регулируется, прежде всего, положениями статьи 36 Конституции Российской Федерации, главы 17 Гражданского кодекса РФ и земельными законами.

Основные понятия

Право на надел характеризуют три основных элемента: владение, использование, распоряжение. Первое – фактическая принадлежность земельной территории, закреплённая юридически.

Правомочие физически проявляется в построении сооружений, установлении граничных межевых линий. Пользование – эксплуатация объекта с целью удовлетворения потребностей собственника.

Реализация интересов не должна причинять вред окружающей природе и другим людям. Распоряжение – разрешение законно управлять имуществом.

Правомочия владения, пользования и распоряжения неразрывно связаны между собой. Законодательство в сфере земельного рынка закрепляет специфические нормы их осуществления в повседневной жизни общества.

Принцип владения позволяет собственнику просто иметь надел в составе своего имущества. Он может предоставить полномочия владения другому лицу, при этом не теряя право собственности.

Особенность возникновения права владения землёй состоит в том, что землевладелец может ни разу в жизни не увидеть собственных территорий.

Ему достаточно обладать документами, подтверждающих законность его интересов (например, в случае наследования).

Принцип пользования разрешает владельцу извлекать из эксплуатации земельных ресурсов пользу, но в строгом соответствии с целевым предназначением участков. К примеру, строительство зданий должно вестись с учётом требований градостроительных нормативов и правил.

Правомочие распоряжения даёт возможность собственникам продать, подарить земельный надел, сдать его в аренду или оставить в наследство.

Формы и виды земельных прав

В России существует несколько разновидностей права на земельные объекты. Все они нашли своё отражение в законах и нормативных актах. Виды права на земельный участок можно разбить на две группы: обязательственные и вещные.

К категории обязательственных правоотношений относятся срочное возмездное пользование (аренда), срочное безвозмездное использование и право залога надела. Вещное право позволяет его обладателю своими действиями извлекать пользу из какого-либо имущества. По отношению к земельным ресурсам группу вещных правомочий формируют:

  • право собственности (самое первое и самое понятное правомочие);
  • владение бессрочное и пожизненно наследуемое;
  • сервитут (ограниченная эксплуатация чужой собственности).

Часть 2 статьи 9 Конституции провозглашает государственную, муниципальных органов и частную формы собственности на землю. Отличительной характеристикой земельного права нашей страны является разделение права собственности по субъектам этого права.

Возникновение и признание правомочий

По нормам законодательства Российской Федерации возникновение права собственности на земельные участки допускается двумя способами: приватизационным и гражданско-правовым.

Чаще всего право собственности на объект землепользования появляется в результате имущественных сделок. Это может быть заключение договора покупки, обмена, дарения, пожизненного содержания первоначального владельца.

Землю можно наследовать. Наделы, входящие в состав наследственного имущества, переходят на основе личной или общей собственности к получателю (получателям).

Довольно часто у землепользователей возникает необходимость частичной эксплуатации территорий, которые находятся в чужом владении (например, работы по прокладке инженерных коммуникаций, обеспечение прохода к чему-либо). В таких ситуациях не обойтись без оформления ограниченного права пользования имуществом постороннего лица. Это право закон называет «сервитутом».

Период действия сервитута можно ограничить во времени. Однако возможно установление постоянного бессрочного пользования земельными объектами. Приобрести правомочие сервитута допустимо только с согласия всех заинтересованных лиц, зарегистрировав договор в органах Росреестра.

Гражданский кодекс РФ допускает появление собственности на землю в силу приобретательной давности.

Смысл понятия «приобретательный» заключается в том, что гражданин или организация добросовестно и непрерывно использует земельный объект в соответствии с его целевым назначением, содержит его в порядке на протяжении 15 лет. По прошествии этого времени приобретается право собственности на недвижимость.

Участок, на котором располагается многоквартирный дом, согласно положениям Жилищного кодекса РФ, принадлежит владельцам жилых помещений. При совпадении интересов собственники квартир могут оформить землю под своим домом в общую долевую собственность на правах приватизации.

В порядке приватизации множество крестьян бесплатно получили землю после 1992 года. В то время члены коллективных хозяйств и СНТ массово изымали свои доли из общего имущества, оформляя долевую собственность. Наделы выделялись физическим лицам на основании решений органов местного самоуправления.

Обязанности собственника земли

Если владелец не исполняет обязанности по отношению к земельной собственности, на него может быть наложена такая штрафная мера, как ограничение права на землю.

Оно выражается в запрете совершения некоторых действий (например, надел нельзя сдать в аренду).

Следующим взысканием при неоднократных нарушениях условий договора пользования наделом может стать прекращение собственности на земельный участок.

Землевладелец имеет право:

  • использовать надел в личных целях;
  • осуществлять разрешённое градостроительными и санитарно-гигиеническими правилами строительство;
  • осушать или орошать землю для проведения сельскохозяйственных работ;
  • выращивать и собирать урожай с целью реализации и получения дохода;
  • реализовывать иные права, установленные законом.

Землепользователь обязан:

  • принимать меры к улучшению земельного имущества (не допускать загрязнения и порчи);
  • сохранять информационные и межевые знаки (в случае их установки на его территории);
  • следовать правилам пользования водными и лесными объектами (если они находятся в его владении);
  • своевременно оплачивать налог на недвижимое имущество;
  • соблюдать пожарно-технические, санитарные, экологические нормы эксплуатации;
  • прилагать усилия к освоению земель, если в соглашении о пользовании участком закреплено такое условие.

Как прекращается право собственности на землю

Глава 6 Земельного кодекса Российской Федерации приводит исчерпывающий перечень оснований ограничения и прекращения права собственности на земельное имущество.

Чаще всего правомочие перестаёт действовать при отчуждении земельного объекта в пользу третьих лиц. Причиной становится заключение договора продажи, обмена или пожизненного содержания первоначального владельца на иждивении. Прекращение права собственности в такой ситуации обязательно, чтобы новый владелец смог зарегистрировать имущество на себя.

Порядок прекращения может быть добровольным со стороны владельца либо принудительным (без его согласия).

Обладатель участка имеет право отказаться от него. Для этого ему достаточно обратиться с соответствующим заявлением в органы Росреестра или в МФЦ.

К заявлению прилагается: копия удостоверения личности (паспорта), свидетельство о собственности, квитанция об оплате государственной пошлины.

С момента юридической регистрации отказа земельный участок переходит в собственность местного муниципалитета или сельского поселения.

Классификацию принудительного отчуждения определяют следующие основания.

  1. Собственник надела грубо нарушает условия соглашения о передаче ему имущества (земля используется не по целевому назначению).
  2. Государство (муниципалитет) изымает участок для собственных нужд.
  3. Государство конфискует землю по решению суда (например, в качестве штрафа за совершение преступления).
  4. В редких случаях территории подлежат изъятию в целях обеспечения национальной безопасности.

Земельные участки по инициативе муниципальных или государственных органов власти для их нужд изымаются у собственника только при условии выплаты ему денежной компенсации. Подобный процесс называется «изъятие с выкупом».

Первым шагом является принятие решения местной администрацией о необходимости в получении определённого земельного объекта. Следующим шагом становится официальная регистрация этого постановления и извещение владельца земли о будущем изъятии его имущества. На последнем этапе производится оформление документов уполномоченными органами на получение бывшим собственником положенной компенсации.

Размер выплат устанавливается с учётом кадастровой и рыночной стоимости участка, стоимости находящихся на нём зданий и убытков, понесённых правообладателем. Если собственник не согласен с суммой компенсации, ему следует обращаться в судебные органы за защитой своих интересов.

Особенности признания права на землю через суд

Распространённым вариантом возникновения права на участок является признание собственности на основании решения суда. Судебный способ защиты интересов землевладельцев закреплён в статьях Гражданского и Земельного кодексов РФ.

Процедура признания правомочия собственности на землю интересна многим. Если не сохранились бумаги, подтверждающие законные основания владения наделом, то остаётся один выход – подавать иск в суд. Первый очень важный этап – сбор и подготовка документов. Для вынесения решения в пользу заявителя потребуются:

  • акты, удостоверяющие право собственности на строения, возведённые на участке;
  • соглашение об аренде;
  • договор купли-продажи (достаточно доказать покупку жилого дома на спорной территории);
  • документы, свидетельствующие о получении наследства (например, завещание).

Однако часто у собственника есть свидетельство о владении домом, но информация о земле в нём отсутствует. В такой ситуации нет ничего страшного. Наоборот, закрепить за собой право на земельный участок под домом или гаражом достаточно просто.

Земельный кодекс РФ разъясняет, что в таких случаях собственность на землю владелец получает автоматически. Исковое заявление подаётся в суд по месту нахождения объекта спора. Образец оформления иска можно скачать на сайте любого районного (городского) суда.

Госпошлина при подаче пакета документов зависит от кадастровой стоимости участка.

Обжаловать в суд необходимо также отказ в приватизации со стороны местной администрации либо отказ в приобретении земельного участка в безвозмездное пользование.

Также существует возможность получения земельного участка в собственность от государства, но на определённых условиях. Субъектов и основания предоставления надела можно описать в виде таблицы.
СубъектОснование
Многодетные семьиБесплатно в пользование с последующим оформлением в собственность
Иностранные граждане и организацииПлатно
Лица без гражданстваПлатно

Земля выделяется из территорий, находящихся в ведении (резервировании) федеральных и муниципальных органов власти. Наделами, являющимися частной собственностью, физические и юридические лица распоряжаются самостоятельно.

Виды прав на землю различны по своему содержанию, но обязанности владельцев по использованию собственности, как правило, одни и те же.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/dlya-fizicheskih-i-yuridicheskih-lits.html

Комментарий к СТ 16 ЗК РФ

Право государственной собственности на земельные участки

Статья 16 ЗК РФ. Государственная собственность на землю

Комментарий к статье 16 ЗК РФ:

1. Положения настоящей статьи дублируют норму п. 2 ст.

214 ГК РФ и устанавливают презумпцию принадлежности земли к объектам государственной собственности, если отсутствуют какие-либо доказательства ее принадлежности к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Значение этой нормы в том, что земельный участок не может считаться не имеющим собственника (бесхозяйным).

В соответствии с п. 10 ст. 3 ФЗ о введении в действие ЗК до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права этой собственности для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется.

Поэтому при разрешении споров, связанных с государственной регистрацией перехода права собственности на земельные участки из состава государственных земель при их отчуждении, государственной регистрацией обременений (ограничений) права государственной собственности на земельные участки и сделок с такими земельными участками, следует учитывать, что указанная государственная регистрация осуществляется без государственной регистрации в ЕГРП ранее возникшего права государственной собственности на земельный участок (п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 11).

Согласно ст. 214 ГК государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, осуществляются соответственно Российской Федерацией и ее субъектами. От имени этих субъектов правомочия собственника осуществляют государственные органы в соответствии с их компетенцией.

Например, на уровне Российской Федерации права собственника реализуют Правительство РФ, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК).

Федеральный закон о введении в действие ЗК устанавливает особые правила по распоряжению отдельными федеральными земельными участками.

Так, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по управлению и распоряжению отдельными земельными участками, за исключением земельных участков, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ до 1 мая 2007 г.

Эти правила действуют в отношении земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности и не предоставленных в пользование или во владение гражданам либо юридическим лицам, а также предоставленных федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям в случае принятия в период с 1 мая 2007 г. по 1 ноября 2008 г. решений об их включении в границы населенных пунктов (для жилищного строительства, строительства объектов социальной инфраструктуры или комплексного освоения в целях жилищного строительства).

Указанные полномочия передаются органам государственной власти субъектов РФ на срок полтора года с даты принятия решения о включении в границы населенных пунктов.

Данное ограничение срока не применяется в случае, если до истечения срока органами государственной власти субъектов РФ принято решение о предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, заключены договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования земельными участками.

Несмотря на то что в Российской Федерации признаются и равным образом защищаются все формы собственности на землю, нельзя не заметить некоторых особенностей, свойственных государственной или муниципальной собственности (“публичной” собственности).

Так, в отличие от частного собственника, у государства, муниципального образования нет обязанности использовать землю. Более того, в государственной и муниципальной собственности находятся земли запаса, которые могут быть использованы, как правило, после перевода их в другую категорию.

Монополизировав некоторые виды деятельности, только государство может использовать земельные участки определенного назначения, например предназначенные для объектов по хранению и утилизации оружия массового поражения.

Существуют и специфичные основания возникновения, прекращения права собственности государственных и муниципальных образований (национализация, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, конфискация, реквизиция, приватизация).

2. Государственная собственность на землю возникла в результате национализации земли на основании Декрета II Всероссийского съезда Советов “О земле” 1917 г., Декрета ВЦИК “О социализации земли” 1918 г. и Земельного кодекса РСФСР 1922 г.

После образования Союза ССР земля была признана собственностью государства в Общих началах землепользования и землеустройства, утвержденных ЦИК СССР в 1928 г. Законом СССР от 06.03.

1990 N 1305-1 “О собственности в СССР” была ликвидирована монополия исключительной собственности союзного государства на землю.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-3/st-16-zk-rf/kommentarii

Государственная собственность на землю и ее основные виды

Право государственной собственности на земельные участки

Право собственности на землю – это одна из основных экономических и правовых категорий в законодательстве России. Земля может принадлежать не только гражданам в частном порядке, но и государству в целом. Об особенностях госземель и пойдет речь далее в статье.

Что такое государственная собственность на земли и к каким участкам она относится?

Как видно из самого названия данной категории, – это право собственности государства на земельные наделы, принадлежащее государственным и муниципальным органам.

В общем виде можно сказать, что государственная собственность распространяется на все те земельные участки, которые не переданы в частную собственность гражданам или организациям.

Помимо этого существует понятие земель, которые изъятые из оборота и ограничены в обороте. В связи с их особым статусом они не могут быть переданы в «частные руки», поэтому принадлежат строго государству.

Виды государственных земель

В силу того, что все наше государство разделено на субъекты РФ, а каждый субъект – на муниципальные образования, собственность на земельные наделы тоже была поделена согласно данному принципу.

О каждом из видов собственности будет рассказано далее.

Региональная собственность

Такой вид собственности возникает, если земельные участки передаются из вышестоящего уровня в распоряжение органов власти соответствующего субъекта РФ.

Это могут быть следующие виды участков.

  • Те земли, на которых расположены недвижимые объекты, принадлежащие органам региональной власти на праве собственности.
  • Территории, переданные с федерального уровня в субъекты РФ, так как на них располагаются предприятия или некоммерческие организации, образованные на уровне региона.
  • Земельные наделы, которые относятся к землям сельхозназначения.
  • Участки, занятые дорогами, коммуникациями и насаждениями, а также водными объектами в целях их защиты негативного воздействия. Это правило не действует в отношении тех земель, которые имеют такой же статус, но уже принадлежат на праве частной собственности отдельным лицам, либо федерации или муниципалитетам.

Такая передача осуществляется на основе и региональных и федеральных норм, поскольку статус таких земель имеет пограничный характер.

Муниципальная собственность

В силу того, что муниципальная ветвь власти не относится к государственной и существует, если можно так сказать, отдельно от всех, за ней закреплены свои земли. Это право муниципалитетов неоспоримо, оно установлено специальными законами.

При разграничении госсобственности на земельные объекты, в распоряжения местных органов власти попадают такие участки:

  • на которых есть здания (или сооружения) во владении муниципалитетов;
  • те, что переданы местным властям, муниципальным предприятиям или некоммерческим структурам, созданным на уровне муниципального образования.

Основания возникновения государственной собственности на землю

Такие основания урегулированы статьями 17 и 18 ЗК РФ, то есть право федеральной или региональной собственности возникает:

  • в силу федерального закона;
  • в результате разграничения госсобственности на землю;
  • при совершении государственным органом федерального уровня или уровня субъекта РФ гражданско-правовой сделки, по которой земельный надел был передан в госсобственность.

Субъекты и объекты государственной собственности на землю

u_note note_color=”#E9F8ED”]Субъекты любого права собственности, будь то частного или государственного – это соответствующие управомоченные лица, которые могут владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками земли.[/su_note]

К тому же, они должны обладать признаками праводееспособности.

В случае с госсобственностью субъектами являются:

  • Российская Федерация в целом;
  • каждый отдельный субъект страны.

Именно распоряжением земельными наделами занимаются государственные и региональные органы власти, которые подобными полномочиями наделены законами и другими правовыми актами.

Что касается объектов госсобственности, то, как уже было сказано, для каждого из уровней предусмотрены отдельные виды земель, которыми могут владеть органы власти на федеральном и региональном уровне.

Кроме того, каждый участок, являющийся объектом госсобственности, должен иметь следующие параметры:

  • Индивидуальные характеристики. Сюда включаются такие сведения, как кадастровый номер, расположение, а также определенные границы, площадь, целевое назначение и вид разрешенного использования.
  • Качественные характеристики земельного надела или его доли.
  • Кадастровая оценка – то есть стоимость надела по кадастру.
  • Оборотоспособность (участок не должен быть ограничен в обороте или изъят из оборота).
  • Делимость, то есть участок должен иметь способность быть разделенным на несколько новых земельных объектов.

Как происходит образование земельных участков из земель государственной собственности

Образование нового надела может быть несколькими способами:

  • объединение нескольких участков земли в один;
  • разделение одной земельной площади на несколько новых участков;
  • выделение нового земельного надела (для земель муниципалитетов).

Процедура образования нового участка земли может начаться только в связи с принятием постановления регионального или местного органа власти.

Кроме того, без проекта межевания НЕ может быть произведено образование участков:

  • из земель, относящихся к собственности организаций на некоммерческой основе;
  • земельных наделов, которыми граждане пользуются долгое время на праве пожизненного наследуемого владения (переданные по распоряжению администрации);
  • из земель, входящих в состав площадей под жилищную застройку;
  • из тех земель, которые расположены в пределах застроенной территории.

Помимо проекта межевания необходимы и другие документы для образования нового земельного участка из госземель. Например, правоустанавливающие документы, сведения об участке из ЕГРН в виде выписки и т.п.

После проведения межевых работ и составления итогового документа, в котором отражены границы нового земельного участка, данные о нем вносятся Росреестром в ЕГРН.

Процедура и особенности передачи земли из федеральной в муниципальную собственность

Земельные участки, которыми распоряжаются федеральные органы власти, могут передаваться муниципалитетам в собственность на безвозмездной основе.

Весь процесс передачи состоит из нескольких этапов, о которых далее пойдет речь:

  • Подача стандартного заявления. Оно имеет унифицированную письменную форму и составляется главой муниципалитета. Подается такая заявка в распорядительный орган федеральной власти, который является владельцем интересующей земли. В составляемом документе обязательно должны быть: кадастровый номер участка (если он поставлен на учет), реквизиты собственника и изложена суть вопроса.
  • К заявлению нужно приложить кадастровый план (если участок земли учтен), схему расположения земли, если межевание отсутствует. Как гласит п. 4 ст. 39.31 ЗК РФ, иные документы у заявителя требовать не могут.
  • В течение тридцати дней с момента подачи заявления, оно рассматривается федеральным органом власти, а затем принимается решение: о передачи земли в распоряжение муниципалитета или об отказе в этом. В связи с одним из принятых решений составляется соответствующий акт за подписью уполномоченного лица федерального органа.
  • При составлении отрицательного акта, госорган обязательно должен указать причины, по которым отказывается в переводе земли в собственность местной власти.
  • После принятого решение федеральный собственник направляет о нем уведомление в Федеральный фонд содействия жилстроительству.

Отказ в переводе земли может быть вынесен в ряде законодательно установленных случаев:

  • Если земля принадлежит к одной из групп земельных наделов, которые нельзя передать в муниципалитет.
  • Когда в заявлении отсутствует кадастровый номер, межевой проект или схема расположения участка (когда образуется новый участок).
  • Когда схема расположения надела не утверждена.
  • Если участок уже принадлежит на праве собственности госпредприятию или одной из иных организаций, перечисленных в пп. 4 п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, и нет оснований для прекращения в отношении него данного права.

Если планируется преобразование участка, то межевой проект или схема на него утверждается одновременно с принятием решения о переводе земли (несмотря на то, что на момент подачи заявления эти документы отсутствовали).

Из всего вышесказанного важно знать следующие моменты.

  1. в России установлено разграничение госсобственности на федеральную, региональную и местную (как отдельный элемент).
  2. Земли из государственной собственности могут передаваться в частные руки или муниципалитетам.
  3. Для каждого из видов госсобственности установлены свои перечни участков, которые отнесены к каждому из уровней власти.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/gosudarstvennaya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.