Предусмотрена ли налоговым

Содержание

Ответственность налогового агента за представление отчетности по НДФЛ с пропуском срока или недостоверными сведениями

Предусмотрена ли налоговым

В настоящее время продолжает формироваться практика применения новых составов правонарушений, связанных с привлечением налогового агента к ответственности за пропуск срока представления расчета по форме 6-НДФЛ, а также за представление документов, содержащих недостоверные сведения. Некоторым вопросам ответственности налоговых агентов посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какую ответственность предусматривает Налоговый кодекс за непредставление налоговым агентом отчетности по НДФЛ?

С 2016 года ответственность налогового агента дифференцирована в зависимости от вида непредставленного документа. Самостоятельными статьями НК РФ установлены санкции:

за непредставление в установленный срок документов (сведений), обязанность представления которых установлена НК РФ (штраф по пункту 1 статьи 126 НК РФ — 200 рублей за документ, например, за непредставление справки 2-НДФЛ);

за непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ как отдельного документа (штраф по пункту 1.2 статьи 126 НК РФ — от 1000 рублей);

за представление недостоверных документов — штраф по статье 126.1 НК РФ 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения;

за непредставление в установленный срок сведений, отказ от представления документов по запросам налогового органа — штраф 10 000 рублей (пункт 2 статьи 126 НК РФ).

Обратим внимание, что при наличии соответствующих оснований указанная ответственность (за исключением ответственности за непредставление расчета сумм НДФЛ) касается всех налоговых агентов, а не только агентов по НДФЛ.

Иными словами, просрочка на один день будет влечь штраф 1000 рублей, просрочка на один месяц и один день — 2000 рублей и т.д.

В целях исчисления продолжительности такой просрочки учитывается срок от даты, следующей за установленной НК РФ датой представления расчета, по дату его фактического представления в налоговый орган.

Если окажется, что представленные налоговым агентом сведения недостоверны?

Представление налоговым агентом налоговому органу предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями наказывается штрафом. Штраф составляет 500 рублей за каждый документ, содержащий недостоверные сведения (статья 126.1 НК РФ). Речь идет о составляемых налоговым агентом документах налоговой отчетности, налоговых регистрах.

Для привлечения к ответственности не имеет значения, представлен документ налоговым агентом в рамках исполнения им положений части второй НК РФ или в ответ на требование налогового органа в порядке статей 93, 93.1 НК РФ.

Привлечение к ответственности по статье 126.1 НК РФ возможно только при условии фактического получения документа налоговым органом.

На возможность привлечения к ответственности не влияет факт представления налоговым агентом документа досрочно (до истечения срока его представления, установленного НК РФ).

Представление налоговым агентом документа с пропуском срока и при том, что такой документ содержит недостоверные сведения, будет влечь ответственность за каждое правонарушение отдельно.

Что относится к недостоверным сведениям?

Недостоверными, то есть не соответствующими действительности, могут оказаться любые сведения, отраженные в соответствующих реквизитах формы отчетности (письмо ФНС России от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515). Примерами таких сведений являются:

арифметические ошибки;

искажение суммовых показателей;

ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные).

Ответственность может наступать не только, когда налоговый агент подменил дату, внес иные исправления в документ, но и первоначально составил его не в соответствии с имеющимися фактическими данными.

Недостоверными могут оказаться и сведения в справке 2-НДФЛ?

Ответственность по статье 126.1 НК РФ может наступать в случае представления налоговым агентом в налоговые органы любых предусмотренных НК РФ документов с недостоверными сведениями, включая и справки 2-НДФЛ.

Статья 126.1 НК РФ применяется в отношении действий, совершенных с 1 января 2016 года, и охватывает случаи выявления налоговым органом недостоверных сведений в документах, представленных начиная с 2016 года, в том числе, в уточненных документах, представленных налоговым агентом за периоды, предшествующие 2016 году.

Предусмотрена ли ответственность за неправильное заполнение налоговым агентом документа, например, расчета по форме 6-НДФЛ?

Вопрос о квалификации деяний налогового агента при неполном или неправильном заполнении расчета сумм НДФЛ зависит от конкретных обстоятельств.

Когда в расчете налоговый агент указал неполную информацию о суммах начисленных и выплаченных физическим лицам доходов, то представление такого расчета может влечь применение ответственности по статье 126.1 НК РФ.

При этом за несоблюдение порядка заполнения расчета, предположим, когда при отсутствии значения по суммовым показателям вместо ноля поставлен прочерк, ответственность не применяется.

Влияет ли на привлечение к ответственности то обстоятельство, что представление недостоверных сведений не привело к неуплате НДФЛ?

Непосредственно в статье 126.1 НК РФ последствия представления недостоверных сведений — привело это к неудержанию суммы налога или нет, не указаны.

Вместе с тем, если недостоверность сведений не стала причиной невозможности для налогового органа идентифицировать налогоплательщика, вид и размер выплаченного дохода, то привлечение к ответственности неправомерно.

Объективной стороной правонарушения является представление документов, содержащих недостоверные сведения, если указанные действия могли затруднить осуществление налоговым органом мероприятий налогового контроля вследствие невозможности идентификации физических лиц, повлечь несвоевременное и (или) неполное перечисление налоговым агентом НДФЛ, привести к нарушению прав физических лиц. Об этом сказано в решении ФНС России от 22.12.2016 № СА-4-9/24731, вынесенном по жалобе налогового агента.

При применении данного подхода неправильное указание в документе даты получения дохода, кода дохода, отражение в документе доходов, освобождаемых от налогообложения, не должно являться основанием для привлечения к ответственности.

При каких условиях налоговый агент может быть освобожден от ответственности за представление недостоверных сведений?

Освобождение от ответственности за представленные недостоверные сведения применяется в случае самостоятельного выявления налоговым агентом ошибок и представления налоговому органу уточненных документов (пункт 2 статьи 126.1 НК РФ).

Для освобождения от ответственности по статье 126.1 НК РФ уплаты налога, пени не требуется.

Когда должны быть совершены такие действия?

Такие действия должны быть совершены до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных документах сведений.

Момент обнаружения налоговым органом правонарушения может определяться как составление налоговым органом акта по итогам выездной или камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 100 НК РФ), составление акта в порядке пункта 1 статьи 101.4 НК РФ.

Напомню, что справки 2-НДФЛ декларацией (расчетом) не являются и камеральной проверке не подлежат. Соответственно недостоверность сведений в этом документе может выявляться в рамках выездной проверки или вне рамок камеральной и выездной проверки в пределах трехгодичного срока давности привлечения к ответственности.

Применяется ли освобождение, если налоговая инспекция направила налоговому агенту требования о представлении пояснений?

ФНС трактует положения пункта 2 статьи 126.1 НК РФ таким образом, что сам факт направления налоговым органом налоговому агенту требования о представлении пояснений по представленному документу, с указанием выявленных ошибок и противоречий, не позволяет применить освобождение от ответственности (письмо ФНС России от 19.07.2016 № БС-4-11/13012).

На мой взгляд, данная трактовка не в полной мере соответствует выработанному правоприменительной практикой подходу к освобождению от ответственности лица, представившего уточненную декларацию (расчет) в порядке статьи 81 НК РФ.

Налоговый орган может указывать в качестве причины направления требования о представлении пояснений сведения об ошибках, которые носят предполагаемый характер.

Налоговый агент, получивший требование о представлении пояснений, уведомление о вызове в налоговый орган, в которых указаны выявленные налоговым органом ошибки и противоречия, вправе подать уточненные сведения и претендовать на освобождение от ответственности на основании пункта 2 статьи 126.1 НК РФ.

Другое дело, если в составленном налоговым органом документе (требовании о представлении пояснений, протоколе приема сведений) описан факт нарушения законодательства, например, неправильное применение ставки, то есть, когда очевидность нарушения сомнений не вызывает. В этом случае налоговому агенту, представившему уточненный расчет, корректирующую справку, рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (подпункт 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ).

Может ли налоговый агент быть привлечен к ответственности по статье 126.1 НК РФ в случае, если в представляемых им в налоговый орган справках 2-НДФЛ и (или) в приложении № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций не будут указаны ИНН физических лиц — получателей дохода?

Обязанность представления физическим лицом налоговому агенту свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, в котором указан присвоенный ему ИНН, НК РФ не предусмотрена. С учетом пункта 7 статьи 84 НК РФ физические лица вправе использовать вместо ИНН свои персональные данные.

Согласно Приказу ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ в форме 2-НДФЛ в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается ИНН — физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется.

Аналогичные положения отражены в порядке заполнения Приложения № 2 к налоговой декларации по налогу на прибыль организаций «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» (Приказ ФНС России от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@).

В форматах представления указанных форм налоговой отчетности таблицы, посвященные персональным данным физического лица — получателя доходов, предусматривают, что такой элемент как ИНН физического лица не относится к обязательным. То есть, данный элемент (совокупность наименования элемента и его значения) в файле обмена может отсутствовать.

Отсутствие у налогового агента сведений об ИНН физического лица — получателя дохода, в том числе по причине неполучения налогоплательщиком ИНН, не может являться основанием для отказа в принятии отчетности налоговым органом.

При незаполнении поля «ИНН в Российской Федерации» налоговый орган сформирует протокол приема сведений с типом сообщения налоговому агенту «Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России».

Однако сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений) будут считаться прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему (письмо ФНС России от 06.09.2017 № БС-4-11/17753@).

Иными словами, незаполнение показателей об ИНН физического лица — получателя дохода нарушением не является.

А если неверно был указан ИНН налогоплательщика?

Источник: https://taxcom.ru/baza-znaniy/otchetnost/stati/otvetstvennost-nalogovogo-agenta-za-predstavlenie-otchetnosti-po-ndfl-s-propuskom-sroka-ili-nedostov/

Льготы по налогу на имущество, транспортному и земельному налогу для Россиян, льготы по НДФЛ – как оформить

Предусмотрена ли налоговым

Некоторым категориям россиян положены льготы по налогам. Льготы представляются по земельному, транспортному и имущественному налогам, а также по НДФЛ. Обо всем подробнее в данной статье.

Налоговые льготы – это «скидка» по уплате налогов, которая представляется некоторым категориям граждан на основании подтверждающих документов. Некоторые россияне полностью освобождены от налогообложения, например, пенсионеры не уплачивают налог на имущество, а инвалиды I группы – налог на транспортное средство.

Налоговые льготы предусмотрены как на федеральном, так и региональном уровнях. Федеральные налоговые льготы предусмотрены пунктом 1 статьи 56 Налогового кодекса России, а категории россиян указаны в статье 407 НК РФ.

Стоит отметить, что регионы имеют право расширить категории граждан, которые могут оформить льготы, или увеличить размер льготы, но не сокращать их.

В большинстве случаев для оформления льготы требуется подать заявление в налоговый орган. Если заявление не подать, то налоговая льгота представляться не будет.

Кто из россиян имеет право на льготы

Для каждого налога устанавливаются свои категории льготников и размеры льготы. Поэтому стоит рассмотреть каждую налоговую льготу по отдельности.

Налоговые льготы по транспортному налогу: кому и сколько

Так как транспортный налог относится к региональным видам, то категории граждан, которым положены льготы, устанавливаются местными органами власти. Для того, чтобы узнать, может ли человек получить льготу по транспортному налогу в своем регионе, нужно обратиться в местную ИФНС.

Например, в Москве, могут получить налоговую льготу по транспортному налогу следующие граждане:

Такие налогоплательщики имеют право получить льготу на уплату налога на одно транспортное средство. Льгота составляет 100% от суммы транспортного налога на один автомобиль (то есть, каждый льготник может не платить налог с одного автомобиля).

Мощность двигателя транспортного средства, за которое не уплачивается налог по льготе, должна составлять не более 200 л.с. Причем транспортное средство должно быть зарегистрировано на имя льготника.

Для родителя многодетной семьи власти Москвы не устанавливают ограничения по мощности двигателя. То есть многодетный родитель имеет право не платить налог с одного транспортного средства без учета мощности двигателя.

Кроме того, в Москве полностью отменен транспортный налог на электромобили. То есть, независимо от того, кто владеет электромобилем, транспортный налог на него не начисляется.

Льготы по налогу на имущество физических лиц: кому и сколько

Категории льготников по налогу на имущество установлены статьей 407 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  • инвалиды I и II категории;
  • инвалиды с детства;
  • дети-инвалиды;
  • чернобыльцы;
  • пенсионеры;
  • участники ВОВ и других боевых действий в СССР;
  • члены семьи военнослужащего, потерявшие кормильца;
  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
  • граждане, награжденные орденом Славы трех степеней.

Вышеперечисленные категории граждан полностью освобождены от уплаты налога на имущество.

Частично освобождены от уплаты налога на имущество люди, имеющие более 3 несовершеннолетних детей. Им представляется льгота в виде освобождения от уплаты налога на имущество в размере 5 кв. м. от общей площади квартиры или 7 кв. м. от площади частного дома на каждого несовершеннолетнего ребенка. Причем налоговая льгота представляется на каждый вид имущества отдельно.

Пример. Если в семье 5 детей, 4 из которых несовершеннолетние. У семьи в собственности есть квартира и дом.

Льгота по налогу на имущества будет представлена в размере величины кадастровой стоимости 20 кв. м. в отношении квартиры и 28 кв. м. в отношении жилого дома. С площади квартиры свыше 20 кв. м.

и с площади дома свыше 28 кв. м. налог на имущество будет исчисляться в обычном режиме.

Кроме того, не начисляется налог на имущество в отношении специально оборудованных помещений под осуществление творческой деятельности:

  • студий;
  • ателье;
  • галерей и других аналогичных помещений.

Главное условие – чтобы эти помещения не использовались в качестве жилья.

Люди, которые имеют в собственности хозяйственные сооружения площадью менее 50 кв. м., предназначенные для ведения подсобного хозяйства, полностью освобождены от уплаты налога на имущества на такие сооружения. Также не исчисляется налог на имущество с теплиц, временных строений и бытовок.

В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе могут устанавливаться дополнительные льготные категории местных жителей и увеличенный размер льгот по налогу на имущество физических лиц. Например, в Москве предусмотрен особый порядок предоставления льготы по налогу на имущество в отношении апартаментов.

Налоговые льготы по земельному налогу: кому и сколько

Категории льготников по земельному налогу предусмотрены в статье 391 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:

  • инвалиды I и II группы;
  • инвалиды с детства;
  • дети-инвалиды;
  • чернобыльцы;
  • пенсионеры;
  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • многодетные родители при условии, что в семье 3 несовершеннолетних детей и больше.

Налоговая льгота предоставляется в размере 100% на земельный участок площадью не более 600 кв.м. Участок должен находиться в собственности у льготника, на правах бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

https://www.youtube.com/watch?v=KQqXz-0h0nA\u0026t=456s

Кроме того, власти Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя могут вводить дополнительные льготы для местных жителей.

Например, жители Москвы, которые относятся к льготникам, имеют право дополнительно уменьшить налоговую базу по земельному налогу на 1 миллион рублей.

А герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры орденов Славы, «За службу родине в ВС СССР», Трудовой славы и Герои Социалистического Труда полностью освобождены от уплаты налога по одному земельному участку независимо от его площади.

Льготы по НДФЛ: кто и какая сумма

Льготы от уплаты НДФЛ предусмотрены в отношении определенных видов получаемого дохода для конкретных категорий граждан. Они установлены главой 23 Налогового кодекса РФ. Таким образом, от уплаты НДФЛ освобождены:

  • доноры в отношении суммы вознаграждения за сданную кровь, материнское молоко или иную помощь;
  • пенсионеры в отношении суммы начисляемой пенсии и доплат к ней;
  • физические лица, получившие единовременную выплату в связи со смертью пенсионера, которая выплачивается бывшим работодателей, в сумме не более 4 тысяч рублей в год;
  • ветераны, инвалиды и труженики тыла ВОВ, а также их вдовы в отношении материальной помощи из бюджета РФ в суммы не более 10 тысяч рублей в год;
  • ветераны боевых действий и участники ВОВ в отношении государственных выплат ветеранам;
  • инвалиды в отношении сумм материальной помощи в размере не более 4 тысяч рублей, которые предоставляются для реабилитации;
  • граждане, которые участвуют в выявлении и лечении коронавируса (медицинский персонал и волонтеры), в отношении выплат стимулирующего характера (компенсации).

Налоговые вычеты также относятся к налоговым льготам. То есть из суммы полученного дохода вычитается определенная сумма. И потом, с полученной разницы, исчисляется НДФЛ. Так, стандартные налоговые вычеты представляются:

  • инвалидам с детства (500 рублей);
  • инвалидам I и II группы (500 рублей);
  • инвалидам ВОВ (3 000 рублей);
  • чернобыльцам и лицам, участвующих в ликвидации аварии на ЧАЭС (3 000 рублей);
  • Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации (500 рублей);
  • родители и супруги военнослужащих, погибших результате ранения (500 рублей);
  • другие, указанные в статье 218 НК РФ.

Также налоговый вычет на ребенка может оформить каждый родитель в сумме 1 400 рублей на 1 и 2 ребенка, 3 000 рублей – на третьего и последующих детей, 12 000 рублей – на ребенка-инвалида.

Если разведенный отец или мать уплачивают алименты, то они также имеют право на получение налогового вычета.

Оформление налоговой льготы

В зависимости от категории налогоплательщика и вида налоговой льготы они предоставляются:

  • в беззаявительном порядке;
  • по заявлению.

В беззаявительном порядке предоставляются льготы по налогу на имущество и по земельному налогу для пенсионеров и инвалидов I и II групп. Информация о предоставляемой льготе направляется напрямую из отделения ПФР.

Всем остальным категориям льготников необходимо писать заявление для получение налоговой льготы. Но в зависимости от льготы, заявление должно быть направлено в адрес ФНС или работодателя.

Для получения налоговой льготы или вычета по НДФЛ, человек пишет заявление на имя работодателя в произвольной форме. В заявлении указывается:

  1. ФИО заявителя;
  2. категория льготы;
  3. сумма.

К заявлению прикладываются подтверждающие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • справка о местожительстве в чернобыльской зоне;
  • документ, подтверждающий группу инвалидности;
  • другое.

При оформлении льготы по другим видам налога заявление направляется в инспекцию ФНС по Почте России или при личном визите.

К заявлению прикладывается заполненная декларация 3-НДФЛ и другие подтверждающие документы (документ о собственности недвижимого имущества или транспортного средства, в отношении которого будет представляться льгота).

Заявление на получение льготы можно оформить в отделение МЦФ, через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России или через подтвержденный профиль на сайте Госуслуг.

Из-за риска распространения коронавирусной инфекции налоговые органы осуществляют прием граждан по предварительной записи. График работы МФЦ желательно уточнять в своем регионе. Некоторые МФЦ также осуществляют прием только по предварительной записи.

Если налогоплательщик оформил льготу до 31 декабря 2017 года, то повторно подавать заявление не надо. В начале 2020 года налоговые органы рекомендовали подать заявление на предоставление налоговой льготы в срок до 20 мая, если оно подается впервые.

Но из-за пандемии коронавируса предоставить заявление в указанные сроки было почти невозможно. С 15 июня ФНС возобновила личный прием граждан.

Поэтому тем льготникам, которые не направили заявление по Почте или через Госуслуги, желательно в ближайшее время посетить МФЦ или местную инспекцию ФНС.

Стоит отметить, что уведомление о выбранном объекте, по которому будет представлена налоговая льгота, может быть направлено в адрес налоговой службы в срок до 1 декабря 2020 года.

Получение налоговой льготы за прошлые периоды

Если у человека появилась льгота пару лет назад, но он ранее не использовал ее, то можно получить перерасчет по налогам. Налоговые органы пересчитывают ранее уплаченный срок на основании заявления.

Пересчет и возврат налога возможен в периоде не более 3 лет (налоговых периодов), которые предшествуют году подачи заявления и не ранее даты возникновения права на льготу.

Пример: Налогоплательщик мог воспользоваться льготой по налогу на имущество с 2015 года. Однако ранее заявление о представлении льготы не представлял. Заявление о пересчеты сумм налога было подано 10.06.2020.

Ответ: ФНС произведет перерасчет сумм уплаченного налога на имущество за 2017, 2018 и 2019 года.

Ответ по заявлению о перерасчете ранее уплаченного налога представляется человеку в течение 10 рабочих дней. Срок для возврата налога составляет 1 месяц.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/nalogovye-lgoty-dlya-naseleniya-komu-po-kakim-nalogam-i-skolko-mozhno-sekonomit

Налоговые требования – коротко о главном

Предусмотрена ли налоговым
прайс на все услуги

  • Налоговый контроль Налоговые требования

Обязанностью любой организации является предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а также своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет.

Налоговые органы проверяют данные, предоставленных организацией, осуществляют налоговый контроль. В случаях выявления несвоевременного или/и неполного исполнения обязанностей налогоплательщика, налоговая инспекция может направлять налоговые требования по исполнению этих обязательств.

Рассмотрим требования об уплате налогов и требования о предоставлении документов.

1.1 Что такое налоговое требование об уплате налога? 

Требование об уплате налога (штрафа) – это акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление № 13592/04 от 29.03.2005 Президиума ВАС РФ).

Требование об уплате налога – это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок не уплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

1.2 Виды налоговых требований об уплате налога

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным ст.69 “Требование об уплате налога” НК РФ.

Формы требований об уплате налога утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов .

Налогоплательщики сообщают о том, что к ним поступают разного вида требования – первоначальное, повторное и уточненное, требование об уплате налога (сбора), требование об уплате штрафа. Вид требования об уплате налогов един, он определен в Налоговом Кодексе.   

Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования – это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование.

Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов.

Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика

1.3 Что содержит требование об уплате налога?

  • сумма задолженности по налогу и пени;
  • меры, которые будут приняты по взысканию налога;
  • основания взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
  • срок уплаты налогов;
  • срок исполнения требования.

1.4 Порядок направления требования об уплате налога

Ранее налоговой инспекции требовалось доказать факт передачи налогового требования.

Все возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (пример, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).

В настоящее время НК РФ предоставляет налоговому органу три самостоятельных и независимых способа направления требования:

  1. личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  2. направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  3. передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст.

54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (пример – постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010).

Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:

  • требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения;
  • требование должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учета.

Важно: Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

1.5 Срок направления требования об уплате налога

Установлен общий срок направления требования – не позднее 3 (трех) месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.

Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) – в течение 20 (двадцати) дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Последствия пропуска срока направления налогового требования. В практике нередки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования.

Налоговый Кодекс не предусматривает изменения течения срока или его прекращение.

Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не исключает возможности применения дальнейших мер по взысканию недоимки.

1.6 Срок исполнения требования об уплате налога

Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: 8 (восемь) дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г.

N ЯК-4-8/3612@ “О порядке направления требования в электронном виде” срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, – не менее 30 календарных дней.

До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.  

Основания для обжалования требования по уплате налогов

  • отсутствие сведений, информирующих налогоплательщика о факте наличия задолженности;
  • отсутствие сведений о начале в отношении его процедуры принуждения к исполнению обязанности по уплате налога и мерах по взысканию и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога;
  • не предоставление налогоплательщику минимально установленного срока для добровольного исполнения требования;
  • нарушение порядка вручения требования.

Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведет к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов).  Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры понуждения к уплате:

  • пени – это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от не уплаченной суммы налога или сбора. Ставка равна одной трехсотой ставки рефинансирования.
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
  • поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определенные сроки этого не делает, оформляется договором);
  • банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; к банку, предоставляющему банковскую гарантию, предъявляется ряд требований, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
  • залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определенные сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счет стоимости заложенного имущества);
  • арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).

Если после направления требования суммы недоимки, пеней или штрафов изменились (например, выявлены недочеты в результате сверки платежей), то налоговый орган высылает уточненное требование об уплате. Таким образом, направление требования об уплате налога является неотъемлемой частью процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика перед бюджетом.

02. Налоговое требование о предоставлении документов (пояснений)

При проведении налоговых проверок или других мероприятий налогового контроля, налоговые органы вправе запрашивать различную информацию и документы. Налоговые органы направляют требование о предоставлении документов или информации налогоплательщику в следующих случаях:

Открыть образец: Требование о представлении документов

https://www.youtube.com/watch?v=dEea0ECvfaA\u0026t=132s

В соответствии со статьей 93, пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего Требования

1) документы:

  1. книга за ХХХХг. (в развернутом виде по всем счетам/субсчетам, с отражением месячных оборотов и раскрытием дебетовой и кредитовой части) – 1шт.;

Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/nalog-trebovanij

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Предусмотрена ли налоговым

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

  • налоговые вычеты;

  • пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

  • освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

  • уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

  • иные формы.

Классификация  налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

  • освобождении от налога;

  • уменьшении налоговой базы;

  • предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

  • налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

  • налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

  • полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

  • изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

  • пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

  • налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

  • необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу.

Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное  одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения  налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах).

Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья  56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Налоговые льготы: подробности для бухгалтера

  • Соотношение понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная налоговая ставка» в налоговом законодательстве РФ и порядок их применения … нередкими стали вопросы соотношения понятий «налоговая льгота» и «дифференцированная ставка», … налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым …

    налогоплательщика и правомерность применения налоговой льготы может быть проверена налоговым … истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой льготы. Помимо этого, налогоплательщикам следует … базы, тогда как функция налоговой льготы – предоставление отдельным категориям налогоплательщиков …

  • Налоговые льготы для it-компаний.

    Почему государство пошло навстречу? … принят 265-ФЗ, который дает налоговые льготы «айтишникам» с 2021 года. Рассказываем … принят 265-ФЗ, который дает налоговые льготы «айтишникам» с 2021 года. Рассказываем …

  • Налоговые льготы и необоснованная налоговая выгода путем создания фиктивного документооборота …

    , закрепили сложившуюся практику относительно применения налоговых льгот. Статья обозначает пределы осуществления прав … , закрепили сложившуюся практику относительно применения налоговых льгот. Статья обозначает пределы осуществления прав …

  • Как вести бухучет резидентам Сколково с учетом предоставленных налоговых льготНесмотря на предоставление налоговых льгот, сколковские участники не освобождены … налоговых послаблений. Несмотря на предоставление налоговых льгот, сколковские участники не освобождены … другой стороны возникает возможность использования налоговых льгот, предоставляемых резидентам Сколково.
    Гранты .

    .. грантовые средства, учитывают раздельно.
    Налоговые льготы
    Предоставляются резидентам иннограда на десятилетний … наличия статуса. Допускается отказаться от налоговой льготы, но повторно подать заявление …

  • Нюансы применения налоговой льготы по движимому имуществу …

    высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы вплоть до полного освобождения этого … законодательство.
    Поскольку полномочия по установлению налоговой льготы или пониженных налоговых ставок в … 2017 № 103-ОЗ
    0 %
    Данная налоговая льгота действует в отношении государственных органов …

    не будут установлены иные дополнительные налоговые льготы в отношении движимого имущества, то … РФ регионы могут вводить дополнительные налоговые льготы, в частности в отношении движимого …

  • Сверка с налоговым органом по транспортным средствам и земельным участкам … о предоставлении налоговой льготы либо сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы (абз …

    от предоставления налоговой льготы, при этом фактически учитывал налоговую льготу и это … указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), … право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления …

    в предоставлении налоговых льгот указываются мотивированные основания отказа в предоставлении налоговой льготы.
    * * * …

  • Организация на ЕСХН: нужно ли подавать заявления по льготам на транспортный налог и налог на имущество … указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), подтверждающему …

    , при подтверждении права на налоговую льготу налоговый орган должен располагать соответствующими … , подтверждающими право налогоплательщика на налоговую льготу за период ее действия, указанный … налогоплательщика – организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или … Российской Федерации могут предусматривать налоговые льготы и основания для их …

  • Споры по имущественным налогам (Практика Верховного Суда РФ за 2018 год) … заявитель, не устанавливают механизм реализации налоговой льготы, предусмотренной частью 3 статьи 2 … таком положении отказ в предоставлении налоговой льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 … не дает оснований для использования налоговой льготы, предусмотренной пунктом 21 статьи 381 …

    своему усмотрению расширять пределы действия налоговой льготы. Следовательно, в соответствии с Перечнем … об отсутствии оснований для применение налоговой льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 …

  • Особенности исчисления транспортного налога организациями … согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение …

    о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет уведомление о предоставлении налоговой льготы либо … сообщение об отказе от предоставления налоговой льготы.
    В … также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.
    Формы заявления … налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и ( …

  • Обзор основных изменений НК РФ, которые внесены законом № 325-ФЗ … что налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и … документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу. Указанные заявление и документы … услуг.
    Заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение …

    результатам рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы налоговый орган направляет налогоплательщику … также период, начиная с которого налоговая льгота не предоставляется.
    Формы заявлений …

  • Льготы для участников специальных инвестиционных контрактов … -ПК).
    Субъекты РФ спешат закрепить налоговые льготы на предстоящий (2020) год. Так … .11.

    2019 № 62 «О предоставлении налоговых льгот на 2020 год и на … отмены или изменения условий предоставления налоговых льгот и иных преференций (включая особый … окончания сроков действия налоговых ставок, налоговых льгот, порядка исчисления налогов, порядка и …

  • «Без передачи третьим лицам» – неоднозначное условие применения льготы, предусмотренной в пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ ..

    . -П и др.).
    Прекращение действия налоговой льготы, обусловленное использованием в правомерной деятельности …

  • Как не платить налоги при продаже бизнеса с 5-летней историей? … значения.
    До 2019 г. такой налоговой льготой могли воспользоваться только те физические … на все акции.
    Под действие налоговой льготы подпадают:
    акции любых непубличных акционерных …

    отчуждения доли/ акций будут действовать налоговые льготы. Налоговые льготы распространяются на ситуации:
    купли-продажи … прочих условий, конечно).
    Однако, важно! Налоговые льготы не применяются при ликвидации организации … продаже бизнеса.
    Кроме того, рассмотренные налоговые льготы могут быть полезны не только …

  • Практика Конституционного Суда РФ по налоговым вопросам за 1-ое полугодие 2019 года … ), а следовательно, оспариваемое законоположение, устанавливающее налоговую льготу, само по себе не может … у законодателя дискрецию при установлении налоговых льгот, сами по себе не могут … ) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Определение от 7 февраля 2008 …
  • Транспортный налог для сельскохозяйственного транспорта … при заполнении строки 230 «Сумма налоговой льготы» разд. 2 декларации значение в … на эту льготу.
    К сведению:
    Налоговые льготы за предшествующие налоговые периоды, а … сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovye_lgoty.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.