Виды жилищных норм

Жилищные нормы – разнообразные и удивительные – Новости про недвижимость, строительство, инвестиции

Виды жилищных норм

Отцом современных норм жилищной обеспеченности называют германского естествоиспытателя и врача-гигиениста Макса Йозефа Петтенкофера, работавшего в XIX веке. Он высчитал минимум жилого пространства, необходимого человеку для здоровой жизни.

В качестве индикатора гуманных условий проживания ученый предложил использовать чистоту воздуха, ее он определял по концентрации углекислого газа в помещении.

Проведя ряд исследований, Петтенкофер выяснил, что предельно допустимый уровень концентрации CO2 достигается при 25 кубах жилого пространства на человека.

Когда в нашей стране в 1919 году впервые установили санитарную норму жилья, ориентировались именно на исследования немецкого ученого. Поделив рекомендованную кубатуру воздуха на стандарт высоты потолка в 3 м, получили площадь 8,25 м2 на человека.

Через 3 года, в 1922-м, показатель возрос до 9 м2, к этому моменту был установлен норматив минимальной высоты потолка в 2,8 м. По этим нормам заселялись коммуналки – бывшие особняки и доходные дома. Комнаты нарезались исходя из 9 «квадратов» на человека.

В дальнейшем показатель перекочевал в законы и нормативные акты следующих лет как минимум жилой (не общей) площади, достаточный для комфортного проживания гражданина. В 1950–1960-е, во время бума строительства хрущевок, потолки понизились до 2,5 м2.

Норматив, соответственно, подрос до 12 м2.

Минимальная норма

Она касается только жилья в общежитиях и маневренного фонда, которым заведует местная власть. Минимальная норма – это тот уровень, ниже которого опускаться уже некуда. Сегодня это 6 м2 на человека.

Такая площадь предоставляется в двух случаях: как место в общежитии на время учебы, службы, либо работы или в маневренном фонде.

Его жильцом можно стать в ситуации, когда квартира по соцнайму, а в доме, например, начался капремонт, или жилье пострадало во время ЧС, либо было отобрано за долги. Таковы главные основания для заселения в маневренный фонд.

Эти 6 м2 еще называют «санитарной нормой». Считается, что проживание на меньшей жилой площади может негативно повлиять на здоровье человека. Здесь еще нужно учитывать санитарные нормы по высоте потолков, она не должна быть меньше 210 см.

Норма предоставления

Это тоже про социальный наем. В основном по регионам на 1 человека норма представления составляет 18 м2, где-то она может быть увеличена.

Так, в Москве она 18 м2, в Воронеже – не менее 14, но не более 18 м2 на жильца, в Ярославле – 17, в Белгороде, Омске – 18, столько же в Новосибирске.

Именно норму предоставления берут в расчет, когда заключают с гражданами договоры соцнайма и предоставляют им муниципальное жилье.

В некоторых случаях норма устанавливается не на местном, а на федеральном уровне. К примеру, по отношению к военнослужащим она жестко введена уже не по какому-то отдельному региону, а по всей России. Любопытно, что для военных общероссийская норма равна той, которая применяется для гражданских лиц в Москве.

Учетная норма

Если на одного человека квадратных метров в квартире приходится меньше нормы, он имеет право встать на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Эта норма касается тех, кто живет в муниципальном или государственном жилье. Ее размер – компетенция власти на местах.

Так, в Москве это 10 м2 для отдельных квартир и 15 – для коммуналок, в Воронеже – 11 м2, в Ярославле – 12, в Омске – 15, а в Новосибирске – 12 м2 на человека. Нормативы могут значительно различаться даже в пределах одной области. Тем, кто попал в реестр нуждающихся в улучшении жилищных условий, остается только ждать.

По закону новые квартиры предоставляются только в порядке очереди, место же в ней определяется датой, когда человек поставлен на учет в местной администрации.

Жилье от государства может быть выделено следующим лицам: малоимущим (по закону к этой категории относятся люди, уровень дохода которых ниже нормы, установленной в конкретном субъекте России), ветеранам, военнослужащим, судьям, следователям и т. д.

Правда, есть несколько категорий граждан, которым не нужно стоять в очереди, чтобы получить жилье: прокуроры (в пределах норм, установленных в регионе); больные открытой формой туберкулеза; дети-сироты; пострадавшие от лучевой болезни и других заболеваний, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Жилье в первую очередь также предоставляется тем, чьи квартиры или комнаты признаны непригодными для проживания и не могут быть отремонтированы или реконструированы. Не положено ждать в общей очереди больным, страдающим социально опасными заболеваниями (в нашей стране сформирован целый перечень таких болезней).

В короткие сроки должны предоставить жилье пожилым людям и инвалидам, ранее помещенным с их согласия в стационар, но в дальнейшем отказавшимся от услуг учреждения, если при этом вернуть им прежнее жилье уже невозможно. Некоторые категории госслужащих тоже получают квартиры вне очереди.

Так, например, судьям жилье должно быть предоставлено не позднее полугода с момента назначения на должность.

Норма нормой, но есть категории граждан, которым жилье по соцнайму предоставляется с изначально запланированным превышением площади.

Так, например, Героям Соцтруда, Героям Труда РФ, обладателям ордена Трудовой Славы всех степеней положены 15 м2; федеральным судьям – 20 м2, столько же Героям СССР, Героям РФ, полным кавалерам Ордена Славы, сотрудникам СК РФ, судьям КС РФ.

Сотрудникам полиции в звании от полковника и выше предоставляется 1 дополнительная комната (точная ее площадь в нормах не установлена). Военнослужащим в звании от полковника и выше, командирам частей, военным с учеными степенями, а также некоторым другим категориям военных – от 15 до 25 м2 служебного жилья.

Тем, кому полагается 20 м2, могут взамен предоставить одну дополнительную комнату в квартире. Нужно только учесть, что перечисленные категории имеют право на дополнительную жилплощадь по федеральным нормативным актам. На региональном же уровне местные власти вправе устанавливать свои правила.

На соцнаем не могут рассчитывать иностранцы, если с их государством Россия не заключила соответствующий международный договор. Из списка претендентов также в любом случае вычеркиваются собственники жилья, каким бы то жилье ни было.

Казалось бы, государство позаботилось о своих гражданах. Разработаны и успешно применяются нормы, согласно которым жители России могут претендовать на улучшение жилищных условий.

Но тут следует учесть один важный фактор: фонды муниципального и государственного жилья сегодня если и увеличиваются, то крайне мало.

А значит тем, кто по закону имеет право на получение жилья по соцнайму, придется либо настроиться на многолетнее ожидание своей очереди, либо искать другие способы приобретения квартир.

А как у них?

В Германии жилищные социальные нормы выше, чем в России. Так, для одного человека площадь квартиры должна быть в пределах 45–50 м2, для семьи без детей – 60 м2, с одним ребенком – не менее 75 м2.

В европейских странах комнаты считают по количеству спален. То, что в России называется однокомнатной квартирой – коридор, санузел, кухня и спальня, в Европе классифицируется как «нулевка». Однокомнатная квартира в Европе должна иметь гостиную.

Социальной нормой проживания в Северной Корее еще Ким Чен Ир в 2009 году определил квартиру площадью в 130 м2 на одну семью. Насколько это применяется сейчас, проследить невозможно, но независимые источники подтверждают бум строительства и в современной Северной Корее.

В Китае в 1995 году приняли программу «Национальный проект удобного жилья», которая требует, чтобы типовая квартира состояла из спальни, кухни, гостиной, санузла, кладовой и балкона.

После ее принятия государство прекратило давать жилье, а граждане с высокими доходами (в Китае таковым считается доход в $570) были лишены субсидий. Программа также запретила выдавать ипотеку на квартиры площадью более 100 м2.

Зато в Китае можно получить соцнаем, правда, весьма необычным способом – его можно выиграть в лотерею. Желающие попытать удачу должны соблюсти три условия. Их ежемесячный доход не должен превышать $570 в месяц на семью.

Площадь имеющейся квартиры не должна превышать 10 м2 на одного члена семьи. Кроме того, заявившийся должен иметь плохое или слабое здоровье. После прохождения проверки по этим трем пунктам его допускают к участию в лотерее.

Источник: http://vseon.com/analitika/prostye-istorii/zhilishhnye-normy-raznoobraznye-i-udivitelnye

Читать Жилищное право. Шпаргалка онлайн (полностью и бесплатно) страница 9

Виды жилищных норм

Граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (субсидию) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством РФ. В случае получения финансовой помощи (субсидии) или государственного жилищного сертификата они снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Администрации субъектов РФ распределяют государственные жилищные сертификаты, построенную, купленную за счет средств федерального бюджета жилую площадь в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, о чем в письменной форме уведомляют граждан, уволенных с военной службы.

Не допускается предоставление жилья нестоящим на очереди гражданам, уволенным с военной службы.

28. Норма жилой площади. право на дополнительную жилую площадь

Ранее ст. 38 ЖК РСФСР устанавливала норму жилой площади в размере 12 кв. м. на одного человека. Эта норма являлась предельным размером предоставляемой жилой площади. На практике жилое помещение предоставляется гражданам в России в размере от 9 до 12 кв. м жилой площади.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм:

1) норма предоставления (норма предоставления жилой площади по договору социального найма);

2) учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий);

3) социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг).

Нормой предоставления площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов.

Например, согласно ст. 12 закона г. Москвы “Основы жилищной политики города Москвы”, а также п. 5 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве норма предоставления жилого помещения в Москве (социальная норма) составляет 18 кв. м общей площади на одного человека, а норма постановки на учет по улучшению жилищных условий составляет 10 кв. м на каждого проживающего.

Размер общей площади квартиры определяется как сумма площадей всех помещений квартиры, включая площадь комнат и мест общего пользования в квартире.

Места общего пользования квартиры – вспомогательные нежилые помещения, предназначенные для обслуживания только этой квартиры, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, иные подобные помещения.

Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, и иным категориям граждан предоставляется дополнительная площадь в виде отдельной комнаты или в размере 18 кв. м общей площади, если иное не установлено законом.

При определении размера предоставляемого жилого помещения учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения). В соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, командиры воинских частей и некоторые другие категории военнослужащих имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения не менее 15 кв. м и не более 25 кв. м.

29. Излишки жилой площади и их правовой режим

Законодательство отказалось от принудительного изъятия излишков жилой площади, взяв курс на ликвидацию коммунальных квартир.

Наниматель, имеющий излишки, вправе с согласия членов своей семьи потребовать от наймодателя предоставления ему квартиры меньшего размера.

В литературе указывается необходимость закрепить в законодательном порядке обязанность наймодателя по предоставлению нанимателю по его просьбе жилого помещения меньшего размера.

При разрешении споров, возникающих в связи с капитальным ремонтом жилого помещения, следует учитывать, что, если в результате этого ремонта занимаемое нанимателем жилое помещение не может быть сохранено или существенно увеличится, нанимателю и членам его семьи до начала капитального ремонта должно быть предоставлено другое благоустроенное жилье. Увеличение жилого помещения считается существенным, если его размеры превысят установленную законодательством норму жилой, а также дополнительной площади (при наличии на нее права), в результате чего образуются ее излишки.

При существенном уменьшении жилого помещения нанимателю до начала капитального ремонта должно быть предоставлено в постоянное пользование другое благоустроенное жилое помещение.

Жилое помещение, предоставляемое на время проведения капитального ремонта, должно быть пригодным для проживания, отвечающим санитарным и техническим требованиям.

Граждане, имеющие право на дополнительную площадь, независимо от того, занимают ли они отдельную комнату или нет, оплачивают в одинарном размере по ставкам, определенным законодательством о квартирной плате, как основную жилую площадь в размере, установленном этим законодательством, так и дополнительную площадь в пределах не свыше 10 кв. м.

Излишки жилой площади сверх вышеуказанных норм основной и дополнительной площади подлежат оплате в повышенном размере согласно Закону о квартирной плате.

Трудящиеся, пользующиеся правом на дополнительную площадь, не лишаются установленного законодательством о квартирной плате права на оплату в одинарном размере той части излишков жилой площади, которая не достигает на семью половины установленной Законом нормы.

Членам семьи, оставшимся в занимаемых ведомственных жилых помещениях,

при образовании излишков жилой площади (при их согласии) предоставляются из фонда органа другие жилые помещения по установленным нормам в целях высвобождения занимаемого жилья для предоставления очередникам ОВД.

Учителя и педагогические работники школ, работающие и проживающие в сельской местности, освобождаются от платы за излишки жилой площади в случае предоставления им и совместно с ними проживающим членам их семей бесплатно квартир с отоплением и освещением сверх норм.

30. Понятие договора найма жилого помещения

По договору найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ч. 1 от. 49 ЖК РФ).

По данному договору одна сторона – собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) – жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных в от. 60 ЖК РФ.

Объектом договора является изолированное жилое помещение, находящееся в жилищном фонде социального использования (государственном или муниципальном жилищном фонде). Наймодателем является орган государственной власти РФ, субъекта РФ или местного самоуправления.

Нанимателем выступает физическое лицо. По требованию нанимателя и членов его семьи договор может быть заключен с одним из членов семьи. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения определяется в соответствии с едиными тарифами.

Данный договор носит бессрочный характер.

Наймодатель вправе требовать своевременного внесения платы за жилое помещение. Наймодатель обязан:

1) передать свободное от иных прав жилое помещение в надлежащем состоянии;

2) осуществлять капитальный ремонт жилого помещения;

3) обеспечивать коммунальные услуги надлежащего качества.

Наниматель вправе:

1) вселять в занимаемое помещение иных лиц;

2) сдавать помещение в поднаем;

3) осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения;

4) требовать проведение ремонта.

Наниматель обязан:

1) использовать жилое помещение по назначению;

2) проводить его ремонт;

3) своевременно вносить плату;

4) информировать наймодателя об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением и т. д.

Действующее законодательство предусматривает следующие виды жилищных норм предоставления жилого помещения:

1) норма предоставления (норма предоставления жилой площади по договору социального найма);

2) учетная норма (норма для принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий);

3) социальная норма (стандарт социальной нормы для расчета компенсаций по оплате жилья и коммунальных услуг).

Нормой предоставления площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого уровня обеспеченности жилыми помещениями и других факторов (к примеру, в Москве норма составляет 18 кв. м).

Источник: https://mir-knig.com/read_232223-9

5.4. Жилищные нормы. ЖИЛИЩНОЕ ПРАВО – И.А.Еремичев

Виды жилищных норм

При предоставлении жилого помещения в домах государствен­ного или муниципального жилищного фонда по договору социаль­ного найма приоритетное значение приобретают жилищные нормы.

Соблюдение установленных законодателем жилищных норм имеет место также при заключении договора коммерческого найма либо поднайма жилого помещения.

Именно из расчета жилой площади, имеющейся у гражданина, совершается ряд сложных юридических действий, направленных на возникновение, изменение либо пре­кращение жилищных правоотношений.

При ϶ᴛᴏм важно отметить, что большинство из данных норм устанавливается на уровне субъ­ектов Российской Федерации. Подобное распределение полномо­чий по части установления жилищных норм объясняется желанием законодателя учесть географические, демографические, националь­ные и иные региональные особенности, присущие тому или иному субъекту Российской Федерации.

В домах государственного и муниципального жилищных фондов жилое помещение предоставляется гражданам по договору социаль­ного найма либо в поднаем в пределах нормы жилой площади, при­ходящейся на одного человека. Кроме того, норма жилой площади имеет решающее значение при занятии оϲʙᴏбождающихся жилых помещений в коммунальных квартирах.

Оϲʙᴏбождающиеся изолиро­ванные жилые помещения в коммунальных квартирах, где прожива­ют несколько нанимателей, должны предоставляться проживающим в ϶ᴛᴏй квартире нуждающимся в улучшении жилищных условий, а при отсутствии таковых — гражданам, имеющим жилую площадь менее установленной нормы предоставления, при ϶ᴛᴏм учитывается право на дополнительную жилую площадь.

В ст.

81 Жилищного кодекса декларируется право нанимателя на предоставление ему жилого помещения меньшего размера взамен занимаемого.

Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с указанной статьей наниматель, имеющий излишнюю жилую площадь сверх установленной нормы предоставления, имеет право с согласия проживающих вместе с ним членов семьи требовать от органов местного самоуправления, от предприятия, учреждения, организации (в зависимости от принад­лежности жилого дома) предоставить ему в постоянное пользование жилое помещение меньшего размера взамен занимаемого.

По договору коммерческого найма ограничение на размер пре­доставляемой жилой площади не обязательно, однако согласно ст. 80 Жилищного кодекса РФ, а также ч. 2 ст. 679, ч. 1 ст. 680 Граждан­ского кодекса вселение в квартиру с согласия нанимателя граждан в качестве постоянно проживающих, а также временных жильцов (с согласия наймодателя) допускается только в том случае, если после

74

вселения в расчете на каждого проживающего сохраняется норма предоставления жилой площади. Исключая выше сказанное, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 76 Жилищного кодекса, а также подп. 1 п. 2 ст. 685 Гражданского ко­декса договор поднайма жилого помещения может быть заключен только при условии соблюдения требований законодательства о норме предоставления жилой площади.

Не стоит забывать, что важно отметить следующий принцип предоставления жилых по­мещений, декларируемый в Жилищном кодексе. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. I ст. 1 закона граждане Российской Федерации имеют право на жили­ще.

Это право обеспечивается путем предоставления жилых помеще­ний в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы предоставления жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади жилья. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нор­мативам, государство оказывает помощь, развивая строительство до­мов государственного и муниципального жилищных фондов, предна­значенных для предоставления жилых помещений по договору най­ма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья. При ϶ᴛᴏм особо важно подчеркнуть, что ограничению по площади, количеству и раз­мерам подлежат исключительно те жилые помещения, кᴏᴛᴏᴩые предоставляют­ся гражданам в домах государственного и (или) муниципального жи­лищных фондов. Частная собственность граждан на жилые помеще­ния не ограничивается по количеству, размерам и стоимости и обес­печивается правом неприкосновенности.

В числе жилищных норм, устанавливаемых на уровне субъектов Российской Федерации, преобладающее значение отдается так на­зываемой учетной норме.

Учетная норма имеет место при постанов­ке гражданина, претендующего на получение жилого помещения из домов государственного (муниципального) жилищного фонда, на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий производится в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с жилищным законодательством.

Лицам, кᴏᴛᴏᴩые име­ют право на улучшение жилищных условий, а следовательно, на получение жилого помещения в домах жилищных фондов социаль­ного найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередно­сти исходя из времени принятия граждан на учет (ст. 57 ЖК).

Вне очереди жилые помещения по договору социального найма могут предоставляются гражданам, жилые помещения кᴏᴛᴏᴩых стали не­пригодными для проживания в результате аварийного состояния, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации и ремонту или реконструкции не подлежат (ч. 2 п. 1 ст. 57 ЖК).

75

На основании ст.

49 Жилищного кодекса граждане, нуждаю­щиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного и (или) муниципального жилищного фонда в порядке, предусмотренном за­конодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

При ϶ᴛᴏм нуждающиеся в улучшении жилищных усло­вий члены жилищно-строительных кооперативов, граждане, имею­щие жилой дом, квартиру в собственности и другие граждане, про­живающие в данных домах, обеспечиваются жилыми помещениями на равных с остальными претендентами основаниях. В ст.

57 Жилищно­го кодекса установлена очередность предоставления гражданам жи­лых помещений, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩой жилые помещения пре­доставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улуч­шении жилищных условий, в порядке очередности исходя из време­ни принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Исходя из ст. 52 Жилищного кодекса учет граждан, нуждающих­ся в улучшении жилищных условий, осуществляетсятрадиционно по месту жительства гражданина в органах местного самоуправле­ния. При этом в случаях, предусмотренных законом, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучше­нии жилищных условий, рассматриваются в течение тридцати рабо­чих дней со дня поступления в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий уполномоченный орган. О принятом решении гражданам выдается либо направляется документ, подтверждающий принятие такого решения (ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса).

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправле­ния (ст. 50 ЖК).

Как правило, чем выше уровень жизни и уровень доходов населения на территории конкретного субъекта Российской Федерации, тем ниже размер установленной учетной нормы.

Иными словами, круг лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, становится шире в том регионе, кᴏᴛᴏᴩый менее обеспечен, имеет низкий уровень жизни населения.

Органы государственной власти субъектов Российской Федера­ции, органы местного самоуправления разрабатывают условия и по­рядок предоставления гражданам компенсаций (субсидии), направлен­ных на обеспечение оплаты жилья и коммунальных услуг.

Данные компенсации (субсидии) предоставляются в виде оϲʙᴏбождения от оплаты жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, льгот, действующих на уровне субъекта Российской Федерации, и утвержденного бюджета субъек­та Российской Федерации.

76

В остальной части оплата жилья и коммунальных услуг произ­водится проживающими в жилом помещении гражданами за счет собственных средств.

В случае если совокупный доход семьи в расчете на одного человека не превышает установленного на уровне субъекта Российской Федерации прожиточного минимума, то собственные расходы граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг не должны превышать половины минимально­го размера оплаты труда (МРОТ), установленного федеральным за­кон од ател ьством.

На основании ст.

156 Жилищного кодекса размер платы за пользование, содержание и ремонт жилого помещения нанимате­лей, проживающих в государственном или муниципальном жилищ­ном фонде определяется исходя занимаемой общей площади жило­го помещения.

Ранее уже говорилось о праве нанимателя о предоставлении ему меньшей жилой площади взамен занимаемого жилого помещения.

В случае превышения социальной нормы площади жилья интерес в предоставлении меньшего по размеру жилого помещения оправдан сокращением расходов на оплату жилья и коммунальных услуг.

Ор­ганы местного самоуправления, а также предприятия, организации, учреждения по первому обращению граждан, заинтересованных в замене жилого помещения с площадью жилья, превышающей соци­альную норму, на жилое помещение в пределах социальной нормы, обязаны предоставить гражданам ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее жилое помеще­ние. При ϶ᴛᴏм с момента подачи заявления о замене жилого поме­щения до его фактической и юридической замены граждане опла­чивают жилое помещение в пределах социальной нормы площади жилья на условиях, равных с иными гражданами, проживающими в жилых помещениях в пределах социальной нормы.

Право на получение субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг существует также у граждан, имеющих жилые помещения на праве частной собственности. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ч. 2 ст.

159 Жилищ­ного кодекса гражданам, имеющим в собственности жилые поме­щения, предоставляются субсидии, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья.

Субсидии предостав­ляются в том случае, если расходы на оплату жилья и коммуналь­ных услуг, превышают величину, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилья и коммуналь­ных услуг в совокупном доходе семьи, установленной субъектом Российской Федерации (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса).

Далее можно выделить иные разрозненные нормы жилья, содер­жащиеся в отдельных нормативных положениях жилищного законо­дательства. Вот к примеру, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст. 93 Жилищного ко­декса служебные помещения выделяются, как правило, в виде жилых

77

помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Вообще служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, кᴏᴛᴏᴩые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от места работы. Норма предоставления служебного жилого помещения (в виде отдельной квартиры) оправдывается целью его предоставления.

В ст.

15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» говорится, что в том случае, если оплата жи­лья и коммунальных услуг по договору социального найма жилого помещения не производится в течение шести месяцев, тогда гражда­не подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением друго­го жилого помещения, отвечающего санитарным, гигиеническим и техническим требованиям, по нормам общежития.

При этом в рамках данной статьи ничего не говорится о конкретной норме жилья, называемой нормой общежития. При этом такая норма действительно существует в рамках жилищного законодательства и равна 6 м2 жилой площади в расчете на одного человека.

При этом при предоставлении другого жилого помещения по нормам общежития учитывается не только размер жилой площади, но и функциональная принадлежность предоставляемого жилого помещения к общежитию. Так, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со ст.

94 Жилищного кодекса под общежития пре­доставляются специально созданные либо переоборудованные для данных целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, други­ми предметами, необходимыми для проживания граждан.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что из всего объема жилищного законодательства можно выделить следующие нормы жилья в расчете на одного че­ловека, проживающего в жилом помещении:

учетная норма;

норма предоставления жилого помещения:

норма предоставления  служебного помещения  (в виде  от­

дельной квартиры);

норма общежития (6 м2 жилой площади);

минимальный размер кухни независимости от размера жило­

го помещения (6 м2).

Помимо ϶ᴛᴏго федеральными законами, также выделяется ϲʙᴏе­образная норма жилья —- дополнительная жилая площадь.

Источник: http://xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai/book/6075/263319/5.4.%20%D0%96%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%89%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%8B.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.