Закрытый перечень налогов и сборов

Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов

Закрытый перечень налогов и сборов
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Налоговое право » Общие положения » Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия органов государственной власти и муниципальных органов по установлению налогов и сборов

Опыт нашей команды по установлению налогов и сборов более 20 лет. Руководитель практики Захарова Е.А. Записаться на удаленную консультацию

Виды налогов и сборов в РФ включают в себя 3 категории.

Организованная на понятных и прозрачных принципах система налогов и сборов служит существенным подспорьем в исполнении гражданами и юридическими лицами своих обязанностей по внесению обязательных платежей.

Ст. 72 Конституции РФ относит установление принципов налогообложения к совместному предмету ведения центра и регионов. В связи с этим обстоятельством, возникают вопросы, касающиеся порядка разграничения платежей, поступающих в разные бюджеты.

Другой проблемой служит иерархия актов, которые принимают федеральные, региональные и местные власти в налоговой сфере. Основные возможные коллизии разрешаются нормами главы 2 НК.

Виды налогов и сборов в Российской Федерации включают 3 звена. К ним относятся следующие элементы системы:

  • федеральные обязательные платежи;
  • региональные налоги и сборы;
  • платежи, установленные на территории муниципальных образований.

В число первых входят платежи, установленные на территории всей страны. Ко вторым относятся налоги и сборы, подлежащие уплате проживающими в том или другом регионе лицами. В случае с местными платежами, соответствующая обязанность распространяется на резидентов этого муниципалитета.

Критерием для разграничения выступает не тот бюджет, в который перечисляется платеж, а территория на которой действуют установленные правила, определяющие элементы налога и сбора.

Конкретные виды налогов и сборов, входящих в каждый элемент системы, могут меняться путем корректировки законодательства РФ.

Закон запрещает устанавливать какие-либо дополнительные платежи, кроме предусмотренных в НК. В противном случае, существовал бы риск хаотичного развития системы налогов и сборов. Это бы существенно затруднило реализацию принципов свободы экономической деятельности.

Федеральные налоги и сборы

Обязательные платежи, внесение которых должно осуществляться в бюджет центра, установлены в ст. 13 НК. В их число входят:

  • НДС;
  • все предусмотренные в РФ акцизы;
  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы, связанные с пользованием объектами животного мира, а также объектами водных биоресурсов;
  • все виды госпошлины.

Все эти платежи отнесены к общенациональному уровню по причине того, что решения по их установлению связаны с реализацией федеральной фискальной и экономической политики. Предполагается, что централизация позволит добиться наиболее эффективного управления в указанных сферах.

Главным принципом этой части системы налогов служит единство правил на всей территории государства. Субъекты, проживающие на территории любого региона или муниципалитета в России, вносят обязательные платежи, основные элементы которых (ставка, объект налогообложения, расчетный период, база, порядок расчета, а также уплата и ее сроки) имеют идентичные характеристики.

Из этого правила существует единственное исключение. Они касаются системы специальных налоговых режимов для лиц, соответствующих определенным критериям. Их перечень приведен в ст. 18 НК. К таким режимам относится единый сельскохозяйственный налог, УСН, ЕНВД, патенты, а также соглашения о разделе продукции.

Региональные налоги и сборы

Перечень налогов, отнесенных к региональному уровню системы, включает налог на прибыль организаций, транспортный налог, а также налог на игорный бизнес. Все эти платежи отличает то, что их отдельные элементы отражают специфику субъектов РФ.

https://www.youtube.com/watch?v=ncmevYW7pgc

Хорошим примером служит налог на игорный бизнес. Действующий закон разрешает осуществление такой деятельности только в отдельных регионах. По этой причине, нет необходимости закреплять правила налогообложения для таких лиц на территории остальной страны.

Транспортный налог также связан со спецификой регионов. Им предоставлено право самостоятельно решать вопрос о количественных показателях налогообложения. Это объясняется различной плотностью транспортного потока, а также степенью развития альтернативных способов перемещения в субъектах РФ.

Местные налоги и сборы

К числу платежей, устанавливаемых решениями органов власти на местном уровне, относят торговый сбор, земельный налог, а также налог на имущество физических лиц.

Как и в случаях с региональными налогами и сборами, критерием для передачи их на локальный уровень служит близость объектов налогообложения. Экономическое положение каждого муниципалитета может существенно отличаться.

В частности, критерием для размера земельного налога и налога на имущество физических лиц выступает кадастровая стоимость участков и недвижимости. Она связана с рыночной ценой.

Поэтому считается, что местные власти гораздо более точно и быстро примут соответствующие обстановке решения.

А если соответствующие правомочия оставить у государственной власти, то процесс регулирования существенно усложнится.

Полномочия органов государственной и муниципальной власти по установлению обязательных платежей

Действующее законодательство устанавливает основной принцип, по которому принимаются акты, устанавливающие обязанности уплаты налогов. Это возможно только на основании соответствующих решений представительный органов муниципальной и государственной власти.

Для этого есть 2 основные причины. Первая является политической и заключается в том, что члены представительных органов получают мандат доверия от граждан на выборах. Второй причиной служит важность обеспечения простой и прозрачной системы налогов, чему помешало бы большое число ведомственных актов, устанавливающих эти платежи.

В отличие от общей иерархии актов, которая предусматривает подчинение региональных актов федеральным, а муниципальных региональным, НК вводит 2-звенную структуру.

Особенностью такой системы является определение базовых параметров платежей на федеральном уровне, а остальных – на региональном и местном.

При этом, законодательство субъектов РФ и решения муниципалитетов по налоговым вопросам не предусматривают подчинение последних первым.

Полномочия федеральных органов власти

Несмотря на то, что основы системы налогов в России предполагают разделение по уровня, центр обладает весьма широкими полномочиями. Помимо установления всех элементов федеральных платежей, ему предоставлено право принимать базовые нормы, касающиеся налогов и сборов на остальных уровнях.

Обязательным основанием для возникновения обязанностей по их уплате является включение последних в налоговый кодекс. В базовом документе определяется часть обязательных элементов налогов и сборов (все не отнесенные к полномочиям региональных и местных властей).

Все законы, принимаемые Государственной Думой, должны носить характер поправок в НК.

Полномочия региональных и местных органов власти

Региональным парламентам (думам, законодательным собраниям и др.) предоставлено право принимать законы по налоговым вопросам в рамках, которые предусматривает НК.

По общему правилу, представительные органы в субъектах РФ вправе принимать решения о налоговых ставках, а также о порядке и сроках их внесения в бюджет, если такие положения не были установлены нормами НК. Кроме того, региональным парламентам может предоставляться право установить льготы и особенности определения налоговой базы. При этом, должны соблюдаться рамки, заданные НК.

Если в субъекте РФ отсутствует деление на муниципалитеты (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), вопросы, касающиеся местных налогов, решаются представительными органами регионов.

Решения об установлении местных налогов и сборов принимается представительным органом муниципалитета, на основании требований НК. На этом уровне решению подлежат вопросы, аналогичные для региональных налогов и сборов.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya/vidy-nalogov-i-sborov-v-rf.-polnomochiya-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-municipalnyh-organov-po-ustanovleniyu-nalogov-i-sborov.html

Классификация налогов и сборов

Закрытый перечень налогов и сборов

Вся налоговая система связана с делением на федеральные, региональные и местные.

Статус налога в качестве федерального, регионального или местного вовсе не предопределяет, в какой бюджет он будет зачисляться. Принадлежность налога связана с установлением элементов налогообложения по соответствующим налогам. Соответственно к федеральным относятся те налоги, элементы которых устанавливаются только Федерацией (как правило, регулируется ФЗ – НК).

Некоторые элементы по региональным и местным налогам регулируются на региональном и местном уровнях, а именно: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, а также налоговые льготы.

К элементам налогообложения относятся:

1.

Объект;

2. Налоговая база;

3. Налоговая ставка;

4. Налоговый период;

5. Порядок исчисления;

6. Порядок и сроки уплаты;

________________

7. Налоговые льготы (факультативно).

К федеральным налогам относятся:

1.

НДС;

2. Акцизы;

3. НДФЛ;

4. Налог на прибыль;

5. Налог на добычу полезных ископаемых;

6. Сбор за изъятие объектов из природной среды;

7. Государственная пошлина;

8. Водный налог.

К региональным налогам относятся:

1.

Налог на имущество организаций;

2. Транспортный налог;

3. Налог на игорный бизнес.

К местным налогам относятся:

1.

Земельный налог;

2. Налог на имущество физических лиц.

Перечень элементов налога + сами налоги – азбука налогового права.

Иные классификации:

1.

Прямые налоги;

2. Косвенные налоги.

Когда мы говорим о прямых налогах, объект налогообложения определяется непосредственно и он свидетельствует об экономическом потенциале плательщика (зарплата, имущество и т.п.). В случае же косвенного налогообложения экономический потенциал устанавливается косвенно – по объемам потребления.

Существует эффект переложения налогов. Косвенные налоги – налоги, создаваемые для переложения их уплаты на потребителей товаров, работ, услуг.

Однако эффект переложения возможен и в случае с прямыми налогами (увеличить налог на прибыль с 20% до 70% и цены сразу вырастут – налоги будут переложены на потребителей).

Кроме того, часто различают юридических и экономических плательщиков налогов. Экономический плательщик – потребитель; однако это лишь экономический вопрос. Юридически в любом случае плательщиком выступает лицо, обеспечивающее реализацию товаров, работ, услуг.

1.

Универсальные (НДС – все операции по реализации товаров, работ, услуг облагаются налогом, если не исключение);

2. Специальные (акцизы – облагаются только прямо названные процедуры с определенными товарами).

Прямые налоги подразделяются на:

1.

Личные – направлены лично на субъекта, свидетельствует о результатах его деятельности за определенный период (НДФЛ и т.п.);

2. Реальные – направлены на имущество субъекта (земельный, налог на имущество и т.п.).

Обязанность по уплате личных налогов не переходит по наследству, в отличие от реальных.

1.

Синтетические – синтезируется прибыль по нескольким сделкам;

2. Аналитические – анализируется прибыль по каждой отдельно.

Также выделяются специфические виды налогов:

1.

Целевые – налоговый платеж, взимание которого не просто направляется на финансирование расходов бюджета, но ограничено перечнем конкретных целей расходов, на которые направляются средства этого налога (единый социальный налог – до 2011 г.);

2. Нецелевые – все остальные налоги, не относящиеся к целевым.

Еще одна классификация:

1.

Рентные – налоги, взимание которых связано с предоставлением налогоплательщику права пользования определенными природными ресурсами, принадлежащими на праве собственности государству (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и т.п.). При этом нужно обратить внимание, что речь идет именно о налогах, а не о сборах (!), т.к. уплата налога не связана с совершением в пользу налогоплательщика юридически значимых действий;

2. Нерентные –

Налоговая система – совокупность установленных и взаимосвязанных налогов и сборов.

Общие характеристики российской системы:

1.

Закрытый перечень налогов и сборов;

2. Соотношение прямых и косвенных налогов, которые имеют одинаковое значение;

3. Небольшое количество региональных и местных налогов, т.е. жесткая централизация.

Специальный налоговый режим – смотри выше.

Источник: https://studopedia.ru/14_91454_klassifikatsiya-nalogov-i-sborov.html

Виды налогов и сборов в Российской Федерации

Закрытый перечень налогов и сборов

Перечень налогов и сборов, уплачиваемых в России, установлен статьями 13 – 15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровней бюджета — федеральные, региональные и местные.

Кроме того, в состав налоговой системы России включаются страховые взносы.

Некоторые категории налогоплательщиков могут применять специальные налоговые режимы.

Помимо налогов и сборов в России применяются и иные обязательные, так называемые, неналоговые платежи (например, платон, плата за грязь и т.п.).

Джаарбеков Станислав, налоговый консультант, юрист. Сайт: Taxd.ru

НК РФ устанавливает перечень налогов. Этот перечень может быть расширен только изменениями в Налоговый кодекс. Так было не всегда.

До введения Налогового кодекса (с 1 января 1999 года) нередко на местах вводили налоги по своему усмотрению.

Так, были налог на ветхое жилье (налог на ремонт ветхого жилья), сбор на содержание милиции, сбор на нужды образовательных учреждений, налог на строительство моста через реку и т.д.

В настоящее время, НК РФ установил закрытый перечень налогов и власти не имеют право вводить новые налоги (точнее ввести новый налог власти могут, но только если такие изменения войдут в НК РФ, что является долгой и непростой процедурой). Так, п. 6 ст. 12 НК РФ прямо предусматривает — не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Общие черты налоговой системы России определены статьей 12 НК РФ.

Налоги и сборы группируются в три группы, исходя из уровня бюджетов — федеральные, региональные и местные.

Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов определены статьей 12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Оглавление

1. Федеральные налоги и сборы

2. Региональные налоги

3. Местные налоги

4. Страховые взносы

5. Специальные налоговые режимы

6. Неналоговые платежи

7. Отмененные налоги

8. Глава 2. «Система налогов с сборов в Российской Федерации» НК РФ

1. Федеральные налоги и сборы

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Перечень федеральных налогов и сборов установлен статьей 13 НК РФ:

1) Налог на добавленную стоимость (НДС);

2) Акцизы;

3) Налог на доходы физических лиц;

5) Налог на прибыль организаций;

6) Налог на добычу полезных ископаемых;

8) Водный налог;

9) Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

10) Государственная пошлина;

11) Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

2. Региональные налоги

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации[ 1 ].

Перечень региональных налогов установлен ст. 14 НК РФ:

1) Налог на имущество организаций;

2) Налог на игорный бизнес;

3) Транспортный налог.

Особенности региональных налогов регулируются п. 3 ст. 12 НК РФ:

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Региональными законами могут определяться некоторые элементы налога (например, налоговые ставки), а также вводиться налоговые льготы для некоторых категорий налогоплательщиков.

Пример

Налоговые ставки и налоговые льготы по транспортному налогу для налогоплательщиков города Москвы установлены Законом г. Москвы от 09.07.2008 N 33 “О транспортном налоге”.

3. Местные налоги

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Перечень местных налогов определен ст. 15 НК РФ:

1) Земельный налог;

2) Налог на имущество физических лиц.

3) Торговый сбор

Источник: https://taxslov.ru/n341.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.