Земельный кодекс право пожизненного наследуемого владения

Содержание

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком: переоформление в собственность, продажа по ЗК РФ

Земельный кодекс право пожизненного наследуемого владения

Право пожизненного наследуемого владения обладает рядом особенностей и означает, по сути, ограниченное право собственности. Продать участок на таком праве нельзя, однако можно передать его по наследству. Разберемся подробнее с этим правовым явлением.

Пожизненное наследуемое владение земельным участком по Земельному Кодексу РФ: что это за право

Согласно нормам, закрепленным в ЗК РФ, существует право пожизненного наследуемого владения земельным участком. На сегодняшний день такое право в российских реалиях не применяется, однако до сих пор существуют люди, имеющие землю на данном праве.

Пожизненное наследуемое владение предполагает наличие у обладателя следующих полномочий:

Под владением понимается фактическое обладание вещью, а под пользованием — извлечение из вещи полезных свойств. Что же касается распоряжения, то здесь все несколько сложнее. Правообладатель может лишь отчуждать землю в порядке наследования. Продавать участок или иным образом его отчуждать он не имеет права.

Земельным кодексом закреплены также положения, касающиеся прекращения данного права. Указывается, что в случае ненадлежащего использования земли, допущение заболачивания или зарастания сорняками земельный участок может быть изъят в принудительном порядке. Так же допускается изъятие земли для государственных или муниципальных нужд.

В этом случае необходимо предоставить правообладателю компенсацию. Как правило, передается другой земельный участок.

Пожизненное наследуемое владение: определение

Под пожизненным наследуемым владением согласно нормам российского законодательства, понимается ограниченное вещное право. Оно предполагает наличие триады полномочий у собственника, но в усеченном варианте. Так, владение и пользование предполагается в полном объеме, а вот что касается распоряжения, то здесь допускается только передача земли по наследству.

Что является объектом права пожизненного наследуемого владения

В данной ситуации необходимо обратиться к гражданскому кодексу РФ. Там указывается, что объектом права пожизненного наследуемого владения может стать только земельный участок. Государственный орган может передать любой земельный участок, так как прямого указания в законе на то, к какой категории должна принадлежать земля нет.

Предполагается, что наиболее часто предоставляется земля для индивидуального жилищного строительства, а также земли для сельхозназначения.

Особенности данного права владения

Данное ограниченное вещное право имеет массу особенностей.

  • Прежде всего, находится она может только у граждан. Передача земли на праве пожизненного наследуемого владения юридическим лицам не допускается. ПНВ очень часто путают с таким видом прав, как аренда. Основное отличие в том, что земля в данном случае передается на безвозмездной основе.
  • Другое отличие состоит в том, что аренда полностью исключает такой элемент, как распоряжение. В праве же пожизненного наследуемого владения пусть и в ограниченном виде, но распоряжение присутствует.

Переоформление или перевод земли на другое лицо не допускается в соответствие с законом.

Смена правообладателя возможна только в случае смерти первоначального лица или же в случае изъятия земли уполномоченными государственными или муниципальными органами.

Следует также отметить, что данное право считается неделимым. Это означает, что нельзя осуществлять пожизненное наследуемое владение только частью какого-либо участка. По данному праву допускается передача земли целиком.

Наследование земли такого рода происходит в общем порядке. Это означает, что участок входит в наследственную массу и переходит в порядке универсального правопреемства. Причем наследник имеет права и на внутренний слой почвы, а также на водные ресурсы, что прямо указано Гражданским кодексом Российской Федерации.

Какие лица приобретают право пожизненного наследуемого владения, на каком основании

Любой гражданин РФ мог приобрести землю на данном праве. Как отмечалось выше, на сегодняшний день земля на таком праве не предоставляется.

Ранее правом на получение земли являлись лица, признаваемые по закону нуждающимися в земельном участке. Они должны были быть обязательно гражданами РФ, так как передавать землю иностранным гражданам на данном праве нельзя.

Основанием для приобретения земли является акт государственного органа или органа местного самоуправления. Все зависит от того, в чьей собственности находится земельный участок. Этот акт издается в нескольких экземплярах, один из которых передается гражданину, а другой остается в государственном органе.

Существует и еще одно основание для принятия, а именно смерть первоначального обладателя. В этом случае земля может перейти от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства.

Переоформление пожизненного наследуемого владения в собственность

Как отмечалось ранее, пожизненное наследуемое владение от собственности отличается тем, что правообладатель в полной мере не обладает триадой полномочий. Пожизненное наследуемое владение может перейти в право собственности только по одному единственному основанию – приватизации.

Процесс приватизации достаточно долгий и может затянуться на годы. Переоформить в собственность землю можно путем обращения в уполномоченные государственные органы.

В полной мере на законодательном уровне процесс перевода земли из пожизненного наследуемого владения в собственность не урегулирован.

Поэтому государственные органы имеют полное право отказать в оформлении земли без весомых к тому оснований и не ссылаясь на те или иные нормативные правовые акты.

Более подробно процессы перевода из государственной собственности в частную будет рассмотрен ниже.

Акт на право собственности на землю пожизненного наследуемого владения: образец

Актом на право собственности по сути является заявление о приватизации.

Скачать форму, образец и бланк документа можно здесь. ⇐

Приватизация

Под приватизацией понимается перевод земли из категории государственной в частную. Весь процесс приватизации можно поделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои существенные особенности и нюансы. Так, в первую очередь гражданин должен собрать и подготовить необходимые документы. Сюда входят:

  1. Кадастровый паспорт и иные документы на землю.
  2. Решение государственного органа о передаче земли по праву пожизненного наследуемого владения.
  3. Паспорт правообладателя.
  4. Иные акты, которые могут потребоваться государственному органу для принятия соответствующего решения.

После того, как все документы были подготовлены, гражданин пишет заявление, в котором он изъявляет свое желание на получение земли в собственность. В течение месяца заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются уполномоченным государственным органом и принимается то или иное конкретное решение.

Можно ли и как продать участок в пожизненном наследуемом владении

Продать участок, находящийся на праве пожизненного наследуемого владения нельзя. Связано это с тем, что один элемент из триады полномочий, именуемый распоряжением, раскрывается здесь не в полной мере.

Гражданин имеет право лишь передать свой земельный участок по наследству.

Решение о продаже может приниматься исключительно собственником, а именно уполномоченным государственным или муниципальным органом.

За незаконное отчуждение земли, принадлежащей на праве пожизненного наследуемого владения может наступить как уголовная, так и административная ответственность.

Прекращение пожизненного владения участком земли

Данный вопрос в какой-то степени уже рассматривался выше. На сегодняшний день для прекращения права пожизненного наследуемого владения предусмотрены только два основания:

  • ненадлежащее выполнение своих обязанностей правообладателем;
  • решение компетентного государственного или муниципального органа.

В первом случае речь идет о допущении ухудшения состояния земли, ее заражении, заболачивании, зарастании сорными культурами и т.д.

В этой ситуации собственнику изначально выносится предупреждение о необходимости исправить допущенные нарушения.

Если этого в установленный срок не происходит, то по акту государственного органа или органа местного самоуправления земельный участок у него изымается на законных основаниях.

Во втором случае речь идет о необходимости изъятия участка для государственных или муниципальных нужд. В этой ситуации может быть предусмотрено какое-либо встречное предоставление. Денежный эквивалент в данной ситуации не применяется.

Отказ

В качестве еще одного основания для прекращения подобного ограниченного права может стать самостоятельный отказ от него гражданина. Он оформляется в письменном виде и направляется собственнику земли.

Отказаться от земельного участка может и непосредственно наследник. Для этого рекомендуется принять наследство, так как отказ от одной лишь земли не допускается по закону.

Таким образом, правовой режим в РФ может ограничить права субъектов вводя такие понятия, как пожизненное наследуемое владение, постоянное бессрочное пользование и др. Для того чтобы получить землю по этому праву необходимо пройти определенную процедуру.

Начинается все с подачи заявления, в котором нужно указать, что лицо является нуждающимся в этом. После получения участка граждане обычно приобретают его как частную собственность со всеми вытекающими последствиями. Такая процедура именуется приватизацией.

Передать участок и подтверждать право на него могут только уполномоченные государственные органы.

Источник: https://yurzona.ru/nasledovanie/pravo-pozhiznennogo-nasleduemogo-vladeniya-zemelnym-uchastkom-pereoformlenie-v-sobstvennost-prodazha-po-zk-rf.html

Пожизненное наследуемое владение земельными участками

Земельный кодекс право пожизненного наследуемого владения

См. также имущественные права

Историческая справка (важно для понимания)

См. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. N 16-П “По делу о проверке конституционности части второй статьи 16 Закона города Москвы “Об основах платного землепользования в городе Москве” в связи с жалобой гражданки Т.В.Близинской”

До 1990 года в условиях существования исключительно государственной собственности на землю основной формой осуществления гражданами права владения и пользования земельными участками было постоянное (бессрочное) пользование, что имело целью гарантировать им устойчивость прав на землю и находящуюся на ней другую недвижимость. Признание за домовладельцем – пользователем земельного участка, на котором расположено домовладение, права постоянного (бессрочного) пользования этим земельным участком как своим имуществом исключало произвольное распоряжение им со стороны каких-либо иных субъектов права.

В дальнейшем, в ходе проведения земельной реформы – как до, так и после принятия Конституции Российской Федерации, закрепившей право частной собственности на землю (статья 9, часть 2; статья 36, части 1 и 2), – законодатель, параллельно с процессом возрождения этой формы собственности, обеспечивал гражданам, по их выбору, возможность

    1. продолжать пользоваться земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды или временного пользования либо
    2. переоформить имеющийся правовой титул на любой иной.

При этом во всяком случае исключалось как автоматическое изменение титулов прав на землю (переоформление осуществлялось по инициативе самих граждан), так и какое-либо ограничение права пользования земельным участком в связи с непереоформлением имеющегося правового титула.

Такая линия развития земельной реформы последовательно выдерживалась в федеральном законодательстве, регулирующем правила переоформления прав на земельные участки.

Согласно Закону Российской Федерации от 23 декабря 1992 года “О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства” граждане, имевшие на момент вступления данного Закона в силу земельные участки, размеры которых превышали предельные нормы, во всех случаях сохраняли право пожизненного наследуемого владения или пользования частью земельного участка, превышающей установленные предельные нормы. Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года “О реализации конституционных прав граждан на землю” было установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 1 января 1991 года и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере; запрещалось обязывать граждан, имеющих указанные земельные участки, выкупать их или брать в аренду. Таким образом, независимо от того, была использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, – за ними сохранялись их прежние земельные участки.

Регулирование отношений по пожизненному наследуемому владению земельными участками, предусмотренное введенным в действие с 29 октября 2001 года Земельным кодексом Российской Федерации, предоставляет каждому гражданину право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении земельный участок (пункт 5 статьи 20 и пункт 3 статьи 21) и подтверждает, как это установлено Федеральным законом от 25 октября 2001 года “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, что предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее переданных им в установленном земельным законодательством порядке в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается.

В контексте названных положений Конституции Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, которое согласно прежнему регулированию являлось титулом прав на недвижимость и одновременно выступало в качестве одной из гарантий права собственности гражданина на находящийся на этом участке жилой дом, позволяя вместе с тем в какой-то мере компенсировать отсутствие права собственности на землю, рассматривается как обеспечивающее основу жизнедеятельности людей и направленное на создание условий для достойной жизни и свободного развития личности.

Соответственно, в отношении данного права действует конституционный механизм защиты от произвольного умаления или ограничения, что предполагает предоставление государственных гарантий лицам, имеющим на законных основаниях не подлежащие изъятию в соответствии с федеральным законом земельные участки.

Ст. 265 ГК РФ предусматривает, что основания приобретения права пожизненного наследуемого владения земельным участком устанавливаются земельным законодательством.

Гражданин, обладающий правом пожизненного наследуемого владения (владелец земельного участка), имеет права владения и пользования земельным участком, передаваемые по наследству (ст. 266 ГК РФ).

То есть распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается (отсутствует правомочие распоряжения), за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения, в отличие от права собственности, не могут переходить по наследству к юридическим лицам ни по закону, ни по завещанию. Субъектами наследования таких земель могут быть только граждане.

Если из условий пользования земельным участком, установленных законом, не вытекает иное, владелец земельного участка вправе возводить на нем здания, сооружения и создавать другое недвижимое имущество, приобретая на него право собственности.

Согласно статье 1181 Гражданского кодекса РФ при наследовании земельного участка или права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству переходят также находящиеся в границах этого земельного участка поверхностный (почвенный) слой, водные объекты, находящиеся на нем растения, если иное не установлено законом

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность в соответствии с законодательством о “дачной амнистии”.

ПравоПожизненное наследуемое владение  Постоянное (бессрочное) пользование
Собственник  государство, муниципальные образования (ст. 39.9 ЗК, ст. 265 ГК)
Субъекты права (лица, получающие права) гражданин (физическое лицо) (ст. 265 ГК РФ) 

  1. орган государственной власти или орган местного самоуправления;
  2. государственные и муниципальные учреждения (бюджетные, казенные, автономные);
  3. центры исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.
Объекты права  земельные участки (ст. 6 ЗК РФ)
Основания возникновения (приобретения) права  Предусмотрены земельным законодательством (ст. 265 ГК РФ):

  1. наследование (только права пользования и владения – ст. 266 ГК РФ);
  2. раздел исходного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, объединение или перераспределение вновь образованных из него участков (ст. 11.8 ЗК РФ)
  Предусмотрены гражданским и земельным законодательством:

  1. решение уполномоченного органа (исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления) (ст. 39.9 ЗК РФ);
  2. реорганизация юридического лица (в порядке правопреемства) (ст. 268 ГК РФ);
  3. раздел исходного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования, объединение или перераспределение вновь образованных из него участков (ст. 11.8 ЗК РФ)

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pozhiznennoe-nasleduemoe-vladenie-zemelnimi-uchastkami

Глава 4 Земельного кодекса РФ

Земельный кодекс право пожизненного наследуемого владения

  1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

  2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
    С 1 января 2013 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.

    34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

  3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

  4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

  5. Утратил силу с 1 сентября 2006 года.

  1. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

  2. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

  3. Утратил силу с 1 сентября 2006 года.

  1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

  2. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

  3. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса. 3.1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.

    3.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

  4. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

  5. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

  6. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.

  7. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год.

    При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

  8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

  9. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

  10. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

  11. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

  1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

  2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

  3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

    10) свободного доступа к прибрежной полосе.

  4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
    4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

  5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

  6. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

  7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
    В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

  8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

  9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

  10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

  1. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год; 2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора; 3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела; 4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса; 5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости; 5.1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом;

    6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.

  2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

    Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго – четвертого, седьмого – девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Источник: https://www.advocatemoscow.ru/1018-glava-4-zemelnogo-kodeksa-rf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.