Земельный налог налоговая база

Содержание

Что является налоговой базой по земельному налогу?

Земельный налог налоговая база

Каждый гражданин или юридическое лицо, владеющие на праве собственности каким-либо имуществом, обязаны уплачивать с него налоги.

Земельный участок, являясь разновидностью недвижимости, подлежит налогообложению по отдельным ставкам и правилам.

Как определяется налоговая база по земельному налогу, многие владельцы участков не знают.

Размер уплачиваемых налогов в данном случае зависит прежде всего от площади земли, находящейся в собственности, и ее кадастровой стоимости, определенной на отчетную дату.

Земельный налог является местным налогом, следовательно, подлежит уплате в местный бюджет. По нему, как и по иным видам налогов и сборов, налогоплательщикам приходят налоговые уведомления, игнорировать которые не стоит, чтобы не получить дополнительные штрафы и пени за просрочку обязанности исполнения оплаты.

Все о земельном налоге

Налоговое законодательство меняется достаточно часто, Налоговый Кодекс чаще других кодифицированных актов получает новые редакции. Поэтому следует внимательно следить за последними налоговыми изменениями, актуальными на 2021 год. О них мы и расскажем далее.

Земельный налог – это налог, уплачиваемый физическими или юридическими лицами, которые владеют земельными участками на праве собственности, бессрочного пользования или пожизненно наследуемого владения.

Земельный налог является местным налогом, который вводится и прекращает своё действие на территории муниципальных образований на основании нормативных актов органов муниципальных образований.

Это не значит, что муниципальные власти вправе устанавливать размеры налогов в любом порядке. Все их действия не должны идти в разрез федеральному налоговому законодательству.

Объектами налогообложения признаются все земельные участки, за исключением нескольких, упомянутых в НК РФ в качестве исключений.

К ним, в частности, относятся:

  1. Земли в составе общего имущества многоквартирного дома.
  2. Изъятые из оборота земли.
  3. Ограниченные в обороте земельные участки.

Для каждого налога, в том числе и для земельного, определяются свои налоговые ставки, налоговые льготы и варианты определения налоговой базы, от которой будут рассчитываться размеры необходимых к уплате обязательных платежей.

Налоговые ставки определяют муниципальные образования, при этом они не могут превышать установленных федеральных значений. Ставки не должны превышать 0,3 % от кадастровой стоимости в отношении земель сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и земель для личного подсобного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков установлена предельная ставка 1,5 % от кадастровой стоимости.

Если налоги вовремя не оплачивать, могут быть применены к виновному лицу штрафные санкции. Неуплата налогов в крупных и особо крупных размерах вообще грозит уголовной ответственностью.

Понятие налоговой базы

Что такое налоговая база на земельный участок, указано в Налоговом Кодексе страны. С помощью налоговой базы количественно выражается объект налогообложения, то есть земельный участок.

Налоговая база – это величина, на основании которой рассчитывается сумма налога путём умножения базы на налоговую ставку.

Итак, что является налоговой базой по земельному налогу? Налоговая база по земельному налогу определятся как кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января того года, который является налоговым периодом.

Особенности определения налоговой базы зависят от субъекта налогообложения. Для физических лиц и для юридических лиц предусмотрены различные правила определения конечной суммы налога на землю.

Налоговая база отдельно определяется в отношении долей в праве общей собственности на землю, если налогоплательщиками признаются разные лица или в отношении земли установлены различные налоговые ставки.

Определение базы для юридических лиц

Оценка налоговой базы юридическими лицами осуществляется самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости на каждый участок земли, который принадлежит им на праве собственности или бессрочного владения.

Определяется налог за вычетом авансовых платежей по итогам отчетных налоговых периодов. У бухгалтеров ИП обычно возникают сложности в уплате данного налога, поскольку он не входит в единый налог по УСН. Его приходится оплачивать на общих основаниях, как и всем предприятиям, использующим общий режим налогообложения.

С 2015 года предприниматели оплачивают налог на землю на основании уведомлений налоговой службы без обязанности самостоятельного расчета.

Кадастровую стоимость земельного участка налогоплательщик всегда может посмотреть на сайте Росреестра — https://rosreestr.ru/site/, тем самым проверив правильность представленной квитанции.

Не определяется кадастровая стоимость других участников права владения, если владельцами здания, расположенного на земельном участке, одновременно с предпринимателем являются:

  • государственные учреждения;
  • государственные унитарные предприятия.

Они обычно используют недвижимость на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, отчего освобождаются от уплаты земельного налога. Полную сумму налога приходится уплачивать полноправному собственнику – юридическому лицу.

Определение базы для физических лиц

Физические лица могут помимо права собственности и бессрочного пользованиях владеть землёй на праве пожизненно наследуемого владения. Граждане также получают уведомления от налоговой службы о подлежащих уплате налогах по их земельным участкам.

Однако, проверять такие уведомления все равно стоит. Поэтому каждый должен знать, ка определяется налоговая база по земельному налогу, и что не является базой для исчисления земельного налога.

Узнать кадастровую стоимость также можно по письменному запросу в управление Росреестра или в земельной кадастровой палате по месту нахождения самого земельного участка.

Налоговое уведомление физическое лицо получает в срок не позднее 30 дней до уплаты налога. Граждане вправе воспользоваться налоговыми льготами по данному налогу.

От чего зависит налоговая база при взимании земельного участка? В каждом конкретном случае база и размер уплачиваемого налога будут зависеть от категории плательщика, от размера кадастровой стоимости объекта, от возможности применения льгот или иных способов уменьшения налоговой базы.

Способы уменьшения налоговой базы

Многие задаются вопросом, как уменьшить налоговую базу на земельный участок? Для этого прежде всего нужно проверить, не являетесь ли Вы как налогоплательщик льготником, который полностью может освободить себя от бремени уплаты данного налога.

Освобождаются от уплаты налога следующие категории юридических лиц:

  • организации уголовно-исполнительной системы;
  • организации, чьи земли заняты государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • земли религиозного и благотворительного назначения;
  • общественные организации, чьи земли используются в целях защиты инвалидов;
  • организации народных промыслов;
  • резиденты особых экономических зон;
  • управляющие компании, чьи земли входят в состав «Сколково»;
  • судостроительные компании.

Среди граждан от уплаты земельного налога освобождаются полностью коренные малочисленные народы Севера, Сибири, Дальнего Востока и их общины.

Все остальные категории граждан могут рассчитывать только на применение налогового вычета в размере 10 тысяч рублей. Таким правом обладают только некоторые муниципальные образования (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

На уменьшение налоговой базы вправе рассчитывать:

  • Герои СССР, кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды детства, 1 или 2 групп;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации;
  • лица, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия;
  • лица, перенёсшие лучевую болезнь.

Чтобы получить подобный налоговый вычет гражданин обязан представить в налоговую службу подтверждающие его льготный статус документы. Причём представить эти документы нужно в налоговые органы по месту нахождения земельного участка в срок до 1 октября года, являющегося налоговым периодом.

Если возникновение или утрата права на уменьшение налоговой базы происходит до окончания налогового периода, документы, подтверждающие возникновение или утрату этого права, предоставляется гражданином в течение 10 дней со дня возникновения или утраты.

Льготы предоставляются в отношении одного земельного участка по каждому виду разрешённого использования.

Дополнительные нюансы определения налоговой базы

Если участок возник в течение налогового периода, налоговая база по нему будет определяться как кадастровая стоимость на дату постановки такого участка на государственный кадастровый учёт.

Изменение кадастровой стоимости земли не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если изменение произошло в течение налогового периода.

Но из этого правила есть два исключения. Учитывается изменение кадастровой стоимости в следующих ситуациях:

  • изменение кадастровой стоимости произошло из-за технической ошибки, допущенной органом, который осуществляет государственный кадастровый учет;
  • изменение кадастровой стоимости земли произошло на основании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения стоимости или соответствующего решения суда.

Если земля находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Обязанность уплаты налогов закреплена за каждым из налогоплательщиков, которые владеют землёй на праве собственности или бессрочного пользования.

Размер подлежащего уплате налога на земельный участок определяется на основании кадастровой стоимости земли, категории налогоплательщика, наличия льгот и возможности получения налогового вычета, предусмотренного законодательством.

Источник: http://expert-home.net/kak-opredelyaetsya-nalogovaya-baza-po-zemelnomu-nalogu/

Ст. 391 НК РФ. Порядок определения налоговой базы — Audit-it.ru

Земельный налог налоговая база
Глава 31. Земельный налог

1.  Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

1.1.  Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

2.  Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

3.  Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

4.  Для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

5.  Налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

6.  Утратил силу с 1 января 2018 года.

6.1.  Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

7.  В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с настоящей статьей налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

8.

  До 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении земельных участков, расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, определяется на основе нормативной цены земли, установленной на 1 января соответствующего налогового периода органами исполнительной власти Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

Применение налогового кодекса: статья 391

  • Применение кадастровой стоимости для целей налогообложения … , а именно п. 1 ст. 391 НК РФ, и фактически изменяет правовое … . По мнению административного истца, ст. 391 НК РФ четко и недвусмысленно устанавливает … абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ, имевшего формулировку: налоговая база … абз. 1 п. 1 ст. 391 НК РФ было позднее поддержано и … года редакцией п. 1 ст. 391 НК РФ.
    Верховный суд указал, что …
  • Новое в законодательстве в 2019 году … января года (п. 1 ст. 391 НК РФ).
    Как правило, изменение кадастровой … сведений (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
    Кроме того, Закон № 334 … (пп. 3 п. 5 ст. 391 НК РФ). К таким лицам отнесены …
  • Наиболее частые нарушения выявляемые ФНС … . Земельный налог
    п. 1 ст. 391 НК РФ
    Занижение налоговой базы в …
  • Летний пакет налоговых поправок … ст. 403 НК РФ (ст. 391 НК РФ дополнена п. 1.1 … (пп. 3 п. 5 ст. 391 НК РФ).
    Госпошлина обнулена…
    Сразу два …
  • Какая применяется ставка в расчете земельного налога при наличии 2-х и более видов разрешенного использования земельного участка … на положения п. 2 ст. 391 НК РФ, согласно которому налоговая база … , что согласно п. 2 ст. 391 НК РФ установление различных налоговых ставок … видов использования (п. 2 ст. 391 НК РФ).
    Отметим, что данная точка …
  • Ассорти вопросов по имущественным налогам … в ст. 378.2 и 391 НК РФ: в первой – в новой … случае – в п. 1 ст. 391 НК РФ, определяющем порядок расчета налога …
  • Очередная корректировка правил налогового администрирования … редакции п. 6.1 ст. 391 НК РФ (действует с 29.10 …
  • Споры по имущественным налогам (Практика Верховного Суда РФ за 2018 год) … соответствует требованиям пункта 2 статьи 391 НК РФ, согласно которым налоговая база …
  • За 2018 год отчитаться по земельному налогу надо по-новому … , 2, 3 и 8 ст. 391 НК РФ заменена на отсылку ко … всей ст. 391 НК РФ, то есть в соответствии …
  • Расчеты по имущественным налогам … налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).
    Сумма налога исчисляется по …

Источник: https://www.audit-it.ru/nk/391.html

Земельный налог для организаций: ставка, сроки уплаты, льготы — Контур.Бухгалтерия

Земельный налог налоговая база

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса. Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Полный список смотрите здесь.

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка.

Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы.

Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Подготовка отчетности организации во многом зависит от того, на каком налоговом режиме работает ООО. Важно вовремя подготовить данные, заполнить актуальные формы отчетов и вовремя направить их в соответствующий контролирующий орган. В статье мы расскажем, какие отчеты должны сдавать юрлица.

, Елена Космакова

Результаты финансовой и хозяйственной деятельности организации отражаются в ее отчетах и декларациях. Правильное и своевременное ведение отчетности помогает руководству принимать верные управленческие решения и избавляет от санкций со стороны контролирующих органов. В этой статье мы расскажем, что важно соблюдать для грамотного ведения отчетности.

, Елена Космакова

Отчетность — это способ рассказать государству о своей финансовой и хозяйственной деятельности. Грамотная и своевременная подготовка отчетов помогает не только избежать кары со стороны налоговой или фондов — отчетные документы могут стать базой для важных управленческих решений. Сегодня мы расскажем, как готовить и сдавать отчетность по организации.

, Елена Космакова

Источник: https://www.B-Kontur.ru/enquiry/243

Что выступает налоговой базой при исчислении земельного налога?

Земельный налог налоговая база

С расчетом земельного налога приходится сталкиваться, в большинстве случаев, только юридическим лицам, которые владеют земельными участками.

Однако основные особенности определения этого показателя стоит знать и тем землевладельцам, которые являются гражданами или ИП.

Поэтому стоит более подробно рассмотреть понятие и особенности основного показателя, который при этом используется, а именно налоговой базы.

Понятие и факторы, которые влияют на налоговую базу

Он представляет собой характеристику объекта налогообложения, которая может быть выражена в различных формах: стоимостной, физической и т. п.

Непосредственно для земельного налога базой является кадастровая стоимость земельного участка, выступающего объектом налогообложения, что установлено ст. 390 НК РФ.

Объектами налогообложения при этом являются земельные участки, которые принадлежат юридическим или физическим лицам на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

Однако отдельные категории этих участков могут быть исключены из списка объектов налогообложения в соответствии с положениями Налогового или Земельного кодекса РФ.

Что касается стоимостного выражения налоговой базы, а именно кадастровой стоимости, то она в отношении конкретного земельного надела устанавливается с учетом правил и требований ЗК РФ.

В частности, под этим показателем понимается стоимость земельного участка, установленная в ходе кадастровой деятельности независимыми экспертами -оценщиками и закрепленная документально.

Величина кадастровой стоимости и, следовательно, рассчитываемого на ее основе земельного надела зависит от различных его характеристик, а именно:

  • площади участка (прямая зависимость);
  • территориального размещения (конкретный субъект РФ, городская или сельская местность и т. п.);
  • особенностей разрешенного использования;
  • категории земель и т. д.

Информация о кадастровой стоимости обязательно закрепляется документально, в кадастровом паспорте на участок или выписке из ЕГРП.

Собственник может либо лично получить эти документы и узнать указанную там информацию, либо соответствующие бумаги будут отправлены в отделение ФНС, за которым он закреплен в качестве плательщика земельного налога.

Как правило, последний вариант не всегда надежен, поскольку данные часто передаются несвоевременно или же не передаются вовсе. Для плательщика это грозит возможным нарушением сроков оплаты и соответствующими штрафными санкциями за это. Поэтому пакет документации на земельный участок лучше самостоятельно отнести в налоговый орган, что позволит значительно снизить возможные риски.

Особенности определения

Стоит отдельно рассмотреть некоторые ситуации, при которых в расчетах будут определенные особенности:

1. Юридическое лицо определяет налоговую базу для расчетов самостоятельно.

Для данной категории плательщиков прямой обязанностью является не только уплата налога, но и полная процедура его расчета, поэтому все необходимые для этого показатели он также определяет самостоятельно.

Данные о кадастровой стоимости участка, которая является базой для расчета по нему земельного налога, юридическое лицо может взять из имеющейся у него документации — паспорта или выписки из ЕГРП. В случае отсутствия необходимых бумаг ему необходимо позаботиться об их оформлении.

Ранее в этих целях использовался другой показатель, а именно балансовая стоимость объекта недвижимости. В большинстве случаев после данных нововведений величина земельного налога к оплате несколько возросла.

Что касается оставшихся категорий плательщиков (которые относятся к физическим лицам), то они освобождены от самостоятельного определения базы для расчета налога по своему участку. Вместо них данные действия будет производить налоговая инспекция (что в отношении ИП также является нововведением, вступившим в силу с 2015 года).

2. Некоторые особенности могут присутствовать при определении базы для участка, который находится в общей долевой или совместной собственности.

В этом случае ее размер будет зависеть от того, как именно оформлены права на участок:

  • 2.1. В определенных долях (например, 75 и 25%, 2/3 и 1/3 и т. д.). В этом случае налоговая база рассчитывается от величины кадастровой стоимости пропорционально той доле, которой владеет плательщик.
  • 2.2. Без определения долей. В этом случае считается, что земля принадлежит всем собственникам в одинаковых частях. Соответственно, деление кадастровой стоимости также будет происходить поровну.

Соответственно, и итоговая величина налога к уплате у каждого из таких собственников буде напрямую зависеть от того, как именно распределяются доли между всеми ними и в каком размере.

3. В отношении некоторых земельных наделов кадастровая стоимость может быть не установлена.

Однако от налогообложения данный участок это, конечно же, не освобождает. В этом случае в качестве налоговой базы для расчетов будет применяться другой показатель — нормативная цена земли. Однако если собственник не согласен с ее размером, он всегда может заказать проведение кадастровых работ или процедуру независимой оценки земли и определить по их итогам кадастровую стоимость.

4. Сложности могут возникнуть и в том случае, если в течение налогового периода (то есть одного календарного года) стоимость земли изменялась.

Однако стоит учесть, что все изменения, произошедшие в течение одного налогового периода (то есть календарного года) при расчетах налога за него применяться не будут. В этом случае новая кадастровая стоимость будет использоваться только с 1 января следующего за отчетным года.

Исключение составляют только те ситуации, когда изменение кадастровой стоимости произошло в сторону уменьшения по причинам, которые связаны с неправильным проведением оценки или кадастровых работ.

В этом случае плательщик может подготовить данные об исправленной стоимости и обратиться с ними в налоговую инспекцию, после чего размер налога к оплате будет снижен.

Таким способом даже можно вернуть часть средств, уплаченных выше нормы ранее (если и в предыдущие периоды также применялась неправильная база).

Различия для физических и юридических лиц

Как уже отмечалось, плательщиками земельного налога могут быть следующие группы землевладельцев:

  • физические лица (причем это могут быть как обычные граждане, так и официально зарегистрированные индивидуальные предприниматели);
  • юридические лица (вне зависимости от форм собственности).

Для каждой из данных групп порядок расчета налога несколько отличается, однако в определении налоговой базы для них существенных различий с недавнего времени нет.

Стоит лишь отметить, что если для граждан базой является кадастровая стоимость всех участков, которые принадлежат им на правах, обозначенных ранее, то для ИП и юрлиц учитываться будет стоимость лишь по тем земельным наделам, которые они используют непосредственно при осуществлении своей деятельности.

Кроме этого, обязанности по самостоятельному расчету возлагаются только на юр лиц, граждане и ИП получают от ИФНС уже готовые уведомления с суммой платы за землю. Однако знать свою кадастровую стоимость и правила расчета налога им все же стоит, поскольку со стороны сотрудников инспекции не исключены ошибки или неточности при расчетах.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/nalogi/stoimost-i-raschet/nalogovaya-baza.html

Глава 31 НК РФ. Земельный налог

Земельный налог налоговая база

Во всех муниципальных образованиях России: городах, селах, районах и пр., а также в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем в каждом из муниципалитетов уплата земельного налога введена своим отдельным нормативным правовым актом (законом, решением или постановлением).

Как соотносятся общие правила и местные особенности

Правила начисления и уплаты земельного налога закреплены в главе 31 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех муниципалитетов РФ, но при этом местные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.

Так, муниципалитет может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать максимальных значений, закрепленных в Налоговом кодексе.

Кроме того, для организаций муниципальное образование имеет право установить собственный срок уплаты налога и авансовых платежей при условии, что последняя дата перевода денег не ранее той, что названа в НК РФ. Для физических лиц срок уплаты налога закреплен непосредственно в Налоговом кодексе.

 Наконец, местные власти могут ввести свои льготы по земельному налогу, а также установить, либо не устанавливать отчетные периоды в рамках налогового периода.

Кто платит земельный налог

Физические лица и организации, владеющие земельными участками на праве собственности, праве бессрочного пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Также налогоплательщиками являются управляющие компании в отношении земельных участков, входящих в состав паевого инвестиционного фонда.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам

Кто не платит земельный налог

Физические лица и организации, арендующие земельные участки или владеющие ими на праве безвозмездного срочного пользования.

Кроме того, в Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от земельного налога.

В список входят религиозные организации (в отношении участков под церковными и благотворительными строениями); общественные организации инвалидов (в отношении участков, используемых для уставной деятельности); любые предприятия в отношении земли, занятой государственными автодорогами общего пользования и ряд других категорий. Данный перечень действует во всех без исключения местностях.

Помимо этого каждый муниципалитет вправе дополнительно установить собственные льготы.

На что начисляется налог

На сформированные земельные участки. Участок является сформированным, если он имеет кадастровый номер и занесен в Единый государственный реестр земель с указанием категории, границ, площади и т д. По еще не сформированным участкам земельный налог платить не нужно.

На что не начисляется налог

На участки, изъятые из оборота в соответствие с законами РФ.

Также от начисления налога освобождены участки, ограниченные в обороте, на которых расположены особо ценные объекты культурного наследия, либо объекты, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможни. Наконец, под земельный налог не подпадают земли лесного фонда и участки, занятые государственными водными объектами.

Также предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом не признаются земельные участки, которые входят в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая ставка

Каждый муниципалитет утверждает собственные ставки земельного налога с учетом ограничений, установленных Налоговым кодексом. В нем названы максимальные значения для различных категорий земли.

Так, для участков сельскохозяйственного назначения, участков, занятых жилищным фондом и участков, предназначенных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества и животноводства  предельно допустимая ставка равна 0,3%.

Для всех прочих земель максимальная ставка составляет 1,5%.

К тому же местные власти вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования участка. Узнать, какие ставки и льготы введены в вашей местности, можно в своей налоговой инспекции.

Кто рассчитывает земельный налог самостоятельно

До 2020 года налогоплательщики-организации вычисляли сумму земельного налога самостоятельно. Налог за 2020 год и более поздние периоды рассчитывают как организации, так и инспекторы.

ИФНС направляет в адрес компании сообщение, где указана ставка, сумма к уплате и другие сведения.

В случае несогласия компания вправе оформить пояснения и приложить к ним документы (например, о льготе), а налоговики обязаны их рассмотреть.  

Индивидуальные предприниматели и физлица без статуса ИП уплачивают земельный налог на основании налоговых уведомлений, которые направляет инспекция.

 При этом работники ИФНС вправе предъявить налог к уплате не более чем за три года, предшествующих году, когда отправлено уведомление.

Если же они включат в уведомление земельный налог за более ранние периоды, налогоплательщик вправе не перечислять деньги.

Чтобы налоговая инспекция могла рассчитать налог, информацию об участках налоговикам присылают работники органа, осуществляющего кадастровый учет, ведение кадастра недвижимости и госрегистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (Госреестра). Налоговый кодекс обязывает данную структуру ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые инспекции сведения об участках по состоянию на 1 января этого же года.

На практике случается, что в налоговую инспекцию своевременно не поступает информация о приобретении физическими лицами объектов обложения земельным налогом (например, земельных участков).

В связи с этим налоговые уведомления не направляются и налог из-за этого не уплачивается.

Чтобы урегулировать эту проблему, введена обязанность физлиц — сообщать в инспекцию об объектах обложения земельным налогом, если за весь период недвижимостью физическое лицо не получало уведомлений и не платило налог.

Помимо сообщения требуется представить также и правоустанавливающие документы. Сделать это нужно до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.  Физлиц, не исполнивших указанную обязанность,  могут оштрафовать в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении «сокрытого» от инспекторов участка земли.

Как рассчитать земельный налог

Нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. База и сумма налога рассчитывается отдельно по каждому участку земли.

Если участок расположен на территории нескольких муниципалитетов, то нужно отдельно определить базу для каждой части, приходящейся на каждый из муниципалитетов.

Если участок находится в общей собственности у нескольких лиц, то надо отдельно определить базу для каждой доли, принадлежащей каждому лицу.

Налоговая база — это кадастровая стоимость участка (либо его доли) по состоянию на 1 января. Если участок сформирован в середине года, то налоговая база — это кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет.

В НК РФ приведен перечень категорий налогоплательщиков, для которых база уменьшается на необлагаемую сумму. Она равна кадастровой стоимости 600 кв. м. площади участка.

В число лиц, которые вправе воспользоваться данной льготой, вхдят,  в числе прочих, ветераны Великой отечественной войны, герои Советского Союза и Российской Федерации, инвалиды и пенсионеры.

 Муниципальные власти могут подкорректировать перечень или изменить величину вычета.

Определять базу и начислять налог следует по итогам налогового периода, который равен одному календарному году.

В случае, когда право собственности (бессрочного пользования или пожизненного наследуемого дарения) возникло или прекратилось в середине года, то земельный налог нужно рассчитывать с учетом коэффициента.

Чтобы его найти, надо взять число полных месяцев, в течение которых участок принадлежал налогоплательщику, и разделить на количество календарных месяцев в году.

Если право возникло или прекратилось до 15 числа включительно, то за полный месяц принимают месяц возникновения прав.

Если же право возникло или прекратилось после 15 числа, то за полный месяц принимают месяц прекращения прав.

Этот же алгоритм следует применять в ситуации, когда  в середине года поменялся вид разрешенного использования участка, либо участок был переведен из одной категории земель в другую.

Поясним на примере. Допустим, организация приобрела земельный участок 25 февраля, и продала 20 сентября. Получается, что предприятие владело участком на протяжении семи полных месяцев (март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь). Значит, коэффициент равен 0,59 (7 мес.: 12 мес.).

Где узнать кадастровую стоимость

В документах на участок, а также в территориальном Управлении Росреестра или на его официальном сайте. Предоставление информации о кадастровой стоимости для налогоплательщиков бесплатно.

Когда перечислять деньги

Налогоплательщики-организации и предприниматели перечисляют земельный налог не позднее даты, установленной местным законодательством. Согласно нормам главы 31 НК РФ такая дата не может быть более ранней, чем 1 февраля года, следующего за налоговым периодом.

Автоматически сформировать платежку на уплату налога по данным из декларации и сдать отчетность через интернет

Муниципальные образования могут ввести отчетные периоды по земельному налогу. Это первый, второй и третий кварталы соответственно. В местностях, где введены отчетные периоды, предприятия и ИП должны в течение года делать авансовые платежи.

Размер такого платежа — одна четвертая кадастровой стоимости по состоянию на 1 января, умноженной на ставку. Перечислять авансовые платежи нужно в сроки, установленные муниципалитетом. При уплате итоговой суммы налога необходимо учитывать авансовые платежи, сделанные в течение года.

Муниципалитеты, в которых введены отчетные периоды, вправе освободить отдельные категории налогоплательщиков-организаций и предпринимателей от авансовых платежей.

Налогоплательщики — физические лица не делают авансовых платежей по земельному налогу. Они перечисляют только итоговую сумму налога, указанную в уведомлении. Срок уплаты физлицами земельного налога прописан непосредственно в НК РФ — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим (вне зависимости от субъекта РФ).  

Кроме того, физические лица могут добровольно внести так называемый единый налоговый платеж физического лица. Для этого нужно просто перевести некую сумму на соответствующий счет Федерального казначейства.

Деньги будут списаны в счет исполнения обязанности по уплате «имущественных» налогов, в том числе земельного налога.

Инспекция сама решит, как зачесть средства: в счет предстоящих платежей либо в счет уплаты недоимки. 

Как отчитываться по земельному налогу

По земельному налогу за 2019 год и более ранние периоды налогоплательщики-организации  сдают декларацию не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Обратите внимание: в отличие от даты уплаты, дата предоставления декларации едина для всех местностей и не может варьироваться в зависимости от муниципалитета.

По земельному налогу за 2020 год и более поздние периоды налогоплательщики-организации  деклараций не сдают.

Расчеты по авансовым платежам не предусмотрены.

Для налогоплательщиков — физических лиц отчетность по земельному налогу не предусмотрена.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2011/1/4224_zemelnyj-nalog-2021

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.